Звёздный бизнес
Иркутские гостиницы в массовом порядке готовятся к классификации по стандартам, разработанным год назад Федеральным агентством по туризму. Уже в 2007 году сразу несколько крупных отелей пройдут проверку на соответствие заявленных «звёзд» принятому уровню комфортности. Эта кампания коснётся как новых отелей, так и построенных ещё в советские времена и проходящих сейчас масштабную реконструкцию. Пока опрошенные «Конкурентом» эксперты говорят о том, что цены на гостиничные услуги, как правило, завышаются и классификация отелей должна навести на местном рынке порядок. В любом случае стремление иркутских гостиниц соответствовать стандартам, реконструкция старых и строительство новых отелей говорят о развитии местного гостиничного бизнеса.
Гостинец для туриста
Гостиничный рынок Иркутска поделён между 5-6 сетями и отдельными отелями. В справочниках, составленных областным департаментом по туризму, фигурируют 54 гостиницы. По информации опрошенных «Конкурентом» экспертов, основными клиентами иркутских отелей являются туристы. В Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) говорят о том, что в Иркутской области 3,5 тыс. гостиничных мест, основная доля приходится на Иркутск. Почти две тысячи номеров делят между собой крупные игроки — ассоциация «Байкальская виза» («Глория», «Звезда», «Европа», «Маяк», «Лиственничное», «Байкал», «Крестовая падь»), «Байкал-Отель» («Иркутск», «Байкал»), гостиничный комплекс «Русь» («Русь», «Ретро 1» и «Ретро 2»), «Гранд-Байкал» («ББЦ», «Дельта»), а также гостиницы «Ангара» и «Солнце». Лидером по количеству номеров является гостинца «Ангара» — 475 номеров. Второе место по размеру номерного фонда занимает «Байкал-Отель» — 280 (из них в «Иркутске» — бывшем «Интуристе» — 224 номера, а в гостинице «Байкал» — 56). Среди лидеров и «Байкальская виза»: номерной фонд её отелей — 220.
Директор турфирмы «Интертрэвэл» Любовь Барлукова отмечает: «Популярны гостиницы «Русь», «Иркутск», прежде всего из-за месторасположения. А отель «Солнце» находится на задворках: не на трамвайных же путях там гулять». В Листвянке пользуются спросом гостиницы «Прибайкальская», «Байкальские терема», «Флагман», «Анастасия». По статистике, которую предоставил «Гранд-Байкал», иностранцы предпочитают останавливаться в Иркутске в четырёх отелях города — «Байкал Бизнес Центре», «Ангаре», «Солнце» и «Иркутске». Туристы из других регионов России чаще останавливаются в «Иркутске» и «Ангаре». «Столь узкий список объясняется тем, что большая часть туристов попадает в регион через известных федеральных туроператоров, которые уже давно наладили сотрудничество с вышеназванными отелями», — рассказывают в «Гранд-Байкале».
Собеседники «Конкурента» отмечают, что активнее остальных игроков ведёт себя «Байкальская виза», построившая за последнее время несколько достаточно дорогих отелей. Однако эксперты опасаются, что такое лидерство чревато односторонним развитием рынка и отсутствием здоровой конкуренции. «На рынке желательно появление даже не столько конкурентов «Байкальской визы», сколько её партнёров, которые займут нишу гостиниц, по цене доступных массовому потребителю», — считает президент Иркутского областного союза риэлторов Анастасия Литвиненко.
Местными силами
Специалист по коммерческой недвижимости агентства «Восточно-Сибирская правда» Григорий Устинов объясняет, что основы развития рынка закладывает один местный девелопер, поскольку регион не интересен крупным мировым или московским инвесторам, специализирующимся на гостиничном бизнесе. И даже если интерес столичных бизнесменов появляется, то сосредоточивается он на уже готовом бизнесе. «В агентстве есть сейчас заявка от московской фирмы на покупку гостиницы, а Иркутск не может ничего предложить», — констатирует Григорий Устинов. Профильные же компании не спешат в Иркутск отчасти из-за удалённости региона от столицы, отчасти — из-за слабой развитости местного туристического рынка в целом, говорит риэлтор.
Далеко не все инвесторы вкладывают средства именно в гостиничный бизнес, поскольку отели окупаются, с их точки зрения, достаточно долго. По словам президента ассоциации «Байкальская виза» Дмитрия Матвеева, вложенные в отель «Европа» инвестиции вернутся не ранее чем через шесть лет, в «Крестовую падь» — через 5-7 лет. Поэтому новые отели строятся на дотации из другого бизнеса, в случае с «Байкальской визой» это торговые центры и рынки.
Причём чем выше уровень гостиницы, тем меньше сроки её окупаемости, делится своими соображениями Григорий Устинов. Однако, по словам Дмитрия Матвеева, в Иркутске вероятнее всего, что из-за низкой загруженности и неслаженной работы персонала сроки окупаемости гостиницы высокого уровня могут затянуться на 10-12 лет. «Риск прогореть в гостиничном бизнесе довольно высок, — продолжает Дмитрий Матвеев. — На него сильно влияют политические и экономические факторы, в связи с которыми происходят колебания деловой и туристической активности. В гостиницах вспоминают август 1998 года, когда пустовала половина номеров».
Однако директор СБАТа Вадим Копылов считает, что «риск инвестирования средств в гостиничный бизнес ограничен: в любом случае это вложение денег в недвижимость», цены на которую постоянно растут. В том, что местный гостиничный бизнес в последнее время развивается исключительно на местные деньги, Анастасия Литвиненко не видит проблемы: «В Иркутске бизнес во многом завязан на конкретных людях, особом менталитете и по-купечески основательном подходе к делу, а крупные торговые, гостиничные сети обычно обезличены. Нам интересно изучать их опыт, но бизнес мы способны развивать сами».
Слагаемые комфорта
Цена номера зависит от его категории. В некоторых иркутских ведомственных гостиницах ещё можно обнаружить номера со стоимостью проживания 180 рублей в сутки, со свободными местами в наличии. Это не свойственная для Иркутска цена. Сегодня местные гостиницы могут предложить простые одноместные, двухместные номера, полулюксы, люксы, апартаменты. Первые два варианта обойдутся от 1,5-2 тыс. руб. до 5-6 тыс. руб. Цена на более комфортные виды варьируется от 9-12 тыс. руб. до 16 — 17 тыс. руб. За дополнительную плату клиент получит гораздо больший список услуг: от ресторана или сауны, фитнес-центра (в очень редких случаях), бизнес-центра или косметического кабинета.
Чаще всего, по свидетельству вице-президента ЗАО «Байкал-Отель» Любови Волковой, заказывают одноместные номера. Среди москвичей и иностранцев возрастает популярность двухместных реновированных номеров и номеров-студий. На прайс-листе сказывается и сезонность. В «сезон», когда загрузка гостиниц доходит до 80%, цены повышаются на 15%. С наступлением «несезона» гостиницы заполняются за счёт снижения цен, хотя они, как правило, выше тех, что действовали в аналогичном периоде прошлого года. Традиционно в это время номерной фонд используется на 40-50 процентов.
«Звёздность» также влияет на гостиничные цены. В пятизвёздочном отеле номера стоят от 150 долларов до 1-2 тысяч долларов. Впрочем, по мнению Дмитрия Матвеева, такую гостиницу строить у нас нерентабельно. Оптимальная цена номера для местного отеля — 30 —150 долларов, что соответствует трём звёздам, считает он. Специализирующиеся на приёме туристов гостиницы позиционируют себя в основном как трёх-четырёхзвёздочные.
Однако ни один из отелей пока не прошёл классификацию — официальное определение «звёздности», заявляет директор СБАТа Вадим Копылов. К слову, именно на СБАТ, как на некоммерческое и негосударственное предприятие, возложена часть полномочий классифицирования местных отелей. Экспертиза предполагает оценку в баллах всех качеств гостиницы (от площади до кухни). После того как результаты экспертизы утвердят в Москве, отель может изобразить на знаке гостиницы «совокупность от одной до пяти пятиконечных звёзд правильной формы произвольного размера» (цитата из приказа Ростуризма). Проще говоря, присвоить уровень комфортности. Неофициальность нынешних «звёзд» собеседники «Конкурента» объясняют слишком жёсткой системой классификации, подходящей скорее для Москвы, факультативностью процедуры и молодостью гостиничного рынка Иркутска в целом. Само постановление правительства «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения» вышло почти год назад.
Неофициальность «звёзд» иркутских отелей стала причиной несоответствия цен качеству обслуживания. «По стандартам качества наши гостиницы потянут на 2-3 звезды, но стоимость их номеров соответствует всем 4-5 звёздам», — комментирует Вадим Копылов. Но не всегда довольны иркутским гостиничным сервисом даже те, кто готов платить за него дорого. Специалист местного представительства одной российско-британской компании сообщил, что «в областном центре и области нет отелей, которые соответствовали бы корпоративным требованиям к проведению мероприятий, а заявленная «звёздность» зачастую не гарантирует качество». Собеседник «Конкурента» пожаловался на отсутствие кондиционеров в номерах, медлительность официантов в ресторанах и вообще на недостаточное количество номеров для ВИП-клиентов. «Для нас важно, чтобы в одной гостинице было не менее сотни номеров 4-5 звёзд, таковых в Иркутске практически нет», — пожаловался наш собеседник.
Дорогие «звёзды»
О своём намерении пройти классификацию уже сообщили руководители гостиничных сетей «Байкал-Отель», «Гранд-Байкал», «Байкальская виза» и гостиничного комплекса «Русь». Вице-президент «Байкал-Отеля» Любовь Волкова заявила, что в бывшем «Интуристе» — ныне гостинице «Иркутск» — на сегодня отремонтировано около половины номерного фонда и реконструирован вестибюль (его эксплуатировали 28 лет без серьёзного ремонта). Отель начнёт дальнейшую реконструкцию в октябре 2006 года и полностью завершит её в мае 2007 года. В планах — открытие спортивного зала площадью 800 кв. м, салона красоты, бильярдного зала. Обе гостиницы сети — «Иркутск» и «Байкал» — по уровню комфортности будут трёхзвёздочными, планирует «Байкал-Отель».
Комплекс «Русь» тоже обновит номерной фонд перед классификацией. В результате гостиница планирует получить три звезды. Менеджер одной из гостиниц считает, что пока можно ставить произвольное количество звёзд и стремиться к ним, достраивая необходимые сооружения и вводя в эксплуатацию нужное оборудование. Однако уровень звёздности должен определяться ещё на стадии проектирования, убеждён Григорий Устинов. «В Петербурге был случай, когда по заявленному уровню звёздности в отеле должен был быть отдельный лифт для обслуживающего персонала, а его не было, — рассказывает риэлтор. — Здание уже построили, и сделать новый лифт было невозможно».
Гостиницы «Байкал Бизнес Центр» и «Дельта» сети «Гранд-Байкал» претендуют на высокий уровень комфортности — четыре звезды. Прохождение классификации запланировано уже на конец 2006 — начало 2007 года. На реконструкцию «ББЦ» ушло более 17 млн. руб., а на проект реконструкции «Дельты» планируется потратить 30 млн. руб.
Отели «Байкальской визы» пока набирают расчётную мощность и готовятся к классификации, рассказал её президент. Сеть собирается не реконструировать номерной фонд, а увеличивать его. За два года ассоциация уже открыла семь отелей (новый — «Лиственничное»). По словам Дмитрия Матвеева, «Байкальская виза» будет участвовать в конкурсе резидентов ОЭЗ и планирует построить в Листвянке два четырёхзвёздочных отеля с общим фондом не менее 200 номеров.
Стремление иркутских гостиниц соответствовать мировым стандартам, реконструкция старых и строительство новых отелей говорят о развитии гостиничного бизнеса, считают эксперты. Темпы роста данного сегмента рынка в дальнейшем будут зависеть прежде всего от деловой активности, повышение которой, в свою очередь, обеспечивают открытие филиалов крупных компаний, реализация больших сырьевых проектов. Другое направление гостиничного бизнеса — приём туристов — во многом зависит от наличия инфраструктуры на Байкале, которая пока слабо развита. Государственное участие в её финансировании ускорит рост рынка.