Атомные связи
В Ангарске может появиться второе предприятие по обогащению урана
Информационный вакуум относительно создания международного центра по обогащению урана в Ангарске вчера прервал директор Ангарского электролизного химического комбината (АЭХК) Виктор Шопен. Глава засекреченного предприятия в пятницу дал первую в своей жизни пресс-конференцию. Он сообщил прессе, что решение о строительстве центра может быть принято лишь в мае 2007 года. У АЭХК есть перспектива увеличения мощностей и расширения географии поставок урана. В этом случае увеличится и экологическая нагрузка. А в Ростехнадзоре рассказали, что подобный объект может появиться только после проведения необходимых экспертиз, в том числе и экологической.
Заявление о том, что первый международный центр по обогащению урана появится в Ангарске, глава Росатома Сергей Кириенко сделал неделю назад. Позже его пресс-секретарь Сергей Новиков уточнил, что обогащать там уран смогут только ядерные державы, такие как Россия, США, Франция. Страны, заинтересованные в развитии ядерной энергетики, наравне с ядерными державами смогут входить в число учредителей таких центров. В Ангарске может обогащаться не только приобретённый в России уран, но и сырьё, принадлежащее другим, в том числе третьим, странам. И переговоры с ними уже ведутся.
В качестве площадки для размещения первого центра в Росатоме сразу же назвали ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат» (АЭХК), где уже 50 лет ведутся работы в области производства и обогащения урана, применяемого для изготовления топлива для атомных электростанций. Между тем генеральный директор предприятия Виктор Шопен после телефонных переговоров с главой Росатома отметил, что договорённости о размещении будущего центра в Ангарске — предварительные. Рассматриваются все четыре российских предприятия, обогащающие уран, в том числе в Красноярске, Томске и Новоуральске. Окончательное решение о создании центра, по данным Шопена, будет принято в мае 2007 года.
Ответить на вопрос, каким будет центр в Ангарске, не готовы ни в Росатоме, ни на самом АЭХК. Сергей Кириенко в своём субботнем заявлении отметил лишь, что речь не идёт о строительстве нового объекта. По данным источника в Росатоме, на АЭХК для центра планируется выделить отдельную площадку, а сам центр будет отдельным юридическим лицом. Виктор Шопен подтвердил эту информацию, добавив, что новый объект будет располагаться в пределах «промышленной зоны АЭХК». Он предположил, что с появлением центра может увеличиться мощность комбината, география поставок и количество занятых на производстве. Сейчас на долю АЭХК приходится 10% обогащаемого в России урана, 50% которого поставляется российским потребителям, 50% — зарубежным, в том числе в Финляндию, Китай и Южную Корею. Общая численность работающих на комбинате — 6,5 тыс. человек. При увеличении объёмов производства увеличится и нагрузка на окружающую среду. Хотя, как заверил журналистов Шопен, сейчас на долю АЭХК приходится только 0,1% всех выбросов в Ангарске.
Для создания международных центров Государственная Дума должна рассмотреть проекты законов, касающихся реформирования атомной отрасли. Прибывший в среду в Иркутск депутат Думы Геннадий Селезнёв заявил, что перед рассмотрением законопроекта о создании центра по обогащению урана Дума обязана провести широкие парламентские слушания и учесть позицию региона. Заместитель руководителя Сибирского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью России (структурное подразделение Ростехнадзора, располагается в Новосибирске. — «Конкурент».) Сергей Титов рассказал, что решение о размещении подобных объектов принимается на уровне правительства России после проведения необходимых экспертиз, в том числе и экологической. Это очень длительная процедура, подчеркнул он.
Мнения относительно значения центра для Иркутской области разделились. Геннадий Селезнёв считает появление подобных центров «плюсом» для России в целом. «Сегодня идёт борьба за отработанное ядерное топливо, которое можно обогатить и продать как «свежее», — рассказал он. — Некоторое время назад Франция отказалась от того, чтобы российские станции перерабатывали ядерное топливо французских АЭС». Глава Росатома считает, что реализация проекта позволит привлечь в регион инвестиции в размере 2,5 млрд. долларов. Виктор Шопен полагает, что увеличатся налоговые поступления в региональный бюджет, появятся новые рабочие места, повысится зарплата работников комбината.
Депутат областного парламента Юрий Фалейчик считает, что новый объект принесёт региону скорее моральные дивиденды: «Появление центра положительно скажется на имидже Иркутской области, повысит её инвестиционную привлекательность». Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Максим Сурнин считает, что реализация проекта может отразиться на планах развития туристической отрасли региона: «Для озера Байкал, которое находится в какой-нибудь сотне километров, этот объект не может являться большим плюсом». Он отметил, что «слышал неоднозначные отзывы об этой идее». Поэтому считает, что проект создания центра должен пройти такое же серьёзное экологическое согласование, как и проект нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».
Местные «зелёные» говорят, что центр может стать очередной «бомбой замедленного действия». «В мире на настоящий момент не существует надёжной технологии хранения ядерных отходов, которая рассчитана на длительный срок», — цитируют сопредседателя «Байкальской экологической волны» Марину Рихванову «Сибирские новости». Между тем Юрий Фалейчик заявил, что атомная отрасль является одной из самых высокотехнологичных и безопасных в России. Геннадий Селезнёв добавил, что в стране есть эффективные технологии по переработке и обогащению урана. Реакция самих ангарчан на проект пока не очевидна. В пресс-службе мэрии АМО отметили, что пока звонков и обращений от жителей не поступало.