Чтобы умела душа сострадать
Итоги 78-го сезона в Иркутском областном театре юного зрителя имени Александра Вампилова комментирует директор и художественный руководитель ТЮЗа Виктор ТОКАРЕВ.
— На взгляд со стороны, Виктор Степанович, очередной сезон промчался стремительно, хотя закрылся он, кажется, позже всех — в середине июля. Наверно, это ощущение вызвано обилием ярких событий, которые сопровождало, как правило, слово «впервые». Или я ошибаюсь?
— Нисколько. Многое, действительно, мы осуществили в минувшем сезоне впервые, это верно подмечено. Но не менее важно, что всё пережитое сопровождалось позитивными эмоциями и зрителей, и труппы. Для нас это принципиально. Если вообще искусство, по слову Ивана Бунина, есть ступень к лучшему миру, то театр для юношества и детей по самому своему статусу просто обязан давать духовную пищу их уму и сердцу. Ведь юная душа полнится и прирастает радостью. А сильное художественно-эстетическое впечатление, которое способна вызвать сцена, как раз и дарит эту радость — чувство приобщения к чему-то возвышенному. Это наша позиция, и театр культивирует её сознательным выбором в пользу света и чистоты против зла и подлости во всех обличиях. Впрочем, поэтам удаётся буквально одной строчкой выразить то, что театр готов провоз-гласить своим кредо.
— Например?
— Да возьмите только иркутских авторов! «Не отдавайте сердце стуже» — Марк Сергеев. «Боготворя любовь и лиру» — чуть изменённый Сергей Иоффе. Но ведь его метафору можно развернуть в целую программу действий… Когда удаётся вызвать катарсис, это настоящее счастье для публики и самого театра, это большая творческая победа. И к этой цели мы стремимся в каждом спектакле. Впервые открыв сезон столь рано — 19 августа, мы приурочили первую его премьеру ко дню рождения Александра Вампилова, снова обратившись к пьесе драматурга-земляка «Старший сын», которая идёт у нас под названием «Сарафановы». Сам автор полагал, что художник не вычисляет, а прозревает. Настоящая доброта, видимо, и впрямь заразительна…
— Этот спектакль в вашей постановке, признаться, я очень люблю. Каждый раз его действие, постепенно захватывая зрительный зал, будто на-электризовывает аудиторию сердечным сочувствием к судьбе и поступкам отца семейства Сарафановых, комичного, но трогательного в своей безграничной доверчивости. И публика настолько проникается симпатией к нему, а потом и его детям, включая самозванца Володю Бусыгина, оказавшегося тоже душевно чутким и совестливым, что в финале мощный порыв к добру объединяет всех собравшихся. Люди по-доброму смеются и не стыдятся слёз. Впечатление такое, как будто все хотят быть усыновлёнными этим незадачливым музыкантом, и когда Юра Шамов, словно олицетворяя героя в пору его молодости, играет соло на кларнете, это даёт спектаклю пронзительную ноту, задевающую струны зрительских сердец. Удачная образная придумка, как и появление на сцене оркестрантов под замечательную мелодию иркутского композитора Сергея Маркидонова. Минск, могу свидетельствовать, был очарован таким прочтением Вампилова, покорён органичным существованием в за-главной роли засл. артиста России Валерия Елисеева. Да и всем ансамблем.
— Да, этим спектаклем мы закрывали гастроли в Белоруссии, где, кстати, выступали впервые и были приняты очень тепло. Работали на трёх площадках, привезли восемь постановок и уже «Прощанием с Матёрой» Валентина Распутина, что называется, обратили публику республиканской столицы в свою веру. Аншлаги нас сопровождали и на вечерних, и на дневных спектаклях. Гастроли были, безусловно, этапные, и, судя по отзывам критиков и прессы, этот своеобразный экзамен на творческую и профессиональную состоятельность мы сдали достойно.
Далее мы впервые побывали на Всероссийском фестивале в городе Белгороде «Актёры России — Михаилу Щепкину», где услышали много лестного от московских театроведов, именитых театральных критиков после показа нашей «Матёры». Следом состоялся III Международный фестиваль «Золотой витязь», на котором высшей его награды была удостоена заслуженная артистка России Людмила Стрижова за роль Полины в экспериментальном совместном русско-белорусском спектакле «Трибунал». В родном Иркутске актрису позднее ожидала радостная новость о присвоении ей звания «Народная артистка Российской Федерации», по случаю чего состоялся её бенефис, памятный всем участникам. Как затем и бенефис Валерия Елисеева, отметившего полвека сценической деятельности. К слову, в ходе сезона был также отмечен юбилей засл. артистки России Любови Почаевой. А заключительным аккордом столь памятной поездки коллектива ТЮЗа за шесть тысяч километров от Байкала через всю страну с востока на запад стала постановка нашим режиссёром Александром Ищенко трагедии Шекспира «Король Лир» на сцене Республиканского театра белорусской драматургии.
— И он же впервые инсценировал и поставил в ТЮЗе повесть иркутского прозаика Александра Семёнова «Поминай как звали». Лично для меня это стало открытием нового авторского имени, о котором я, к стыду, даже не подозревала, а сейчас с глубоким интересом читаю его книгу «Кара небесная», удостоенную престижной литературной премии упомянутого вами Ивана Алексеевича Бунина.
— Мы последовательно воплощаем программу спектаклей молодёжной тематики, полагая семью одной из тех главных ценностей, которые сегодня особо нуждаются в поддержке и защите. А на какие нравственные и физические страдания обречён ребёнок, оказавшийся волею обстоятельств вне семьи и родного дома, видно на судьбе героя спектакля Славки. И хотя душа воспитывается в мучениях, как утверждает Александр Исаевич Солженицын, не для детских плеч ноша, доставшаяся мальчонке. То, что в стране растёт число беспризорников и детдомовцев, это катастрофа, свидетельство деградации общества. Очень большая проблема, обращённая ко взрослым, в первую очередь, и зрители всех возрастов реагируют на спектакль глубоким сопереживанием. И, что удивительно, впервые главную роль в нём сыграл не профессиональный актёр, а ученик иркутской школы и участник вокальной студии при ТЮЗе Алёша Морозов.
— Сыграл очень убедительно!
— Как и другие несколько ребят, занятых в этом спектакле, они дети наших работников и воспитанники студий наших. К слову сказать, иная грань семейной темы поднята в спектакле «Бонус» по пьесе иркутянина Юрия Каплуненко в постановке заслуженного работника культуры России Валентины Дуловой. Здесь речь о разобщённости поколений, об уходе детей в виртуальный мир и увлечении компьютерными играми до полной потери связей с реальностью. Спектакль о том, как и почему самые близкие на свете люди перестают слышать и понимать друг друга, что оборачивается неизбежной трагедией для них.
— Среди новинок сезона ещё один спектакль режиссёра Дуловой — «Красная Шапочка», а также новогодняя сказка «Коза-Дереза» в вашей постановке.
— А последней, шестой по счёту, премьерой сезона стала дилогия Александра Володина, которой приглашённый из Златоуста режиссёр Борис Горбачевский дал своё название: «Возвращение в тайну Будущего». Вместе с художником из Санкт-Петербурга Валентином Александровым он объединил в один спектакль пьесы «Выхухоль» и «Ящерица», чтобы на этом сложном аллегорическом материале высказать свой личностный протест против бесчеловечной жестокости, атакующей нас со всех экранов и по всем каналам телевидения.
— Если бы только с экранов…
— Вот именно! Не случайно ведь Юнна Мориц обронила: «И никакой у них на зверство аллергии». Но призвание театра как искусства — не дать сойти на нет лучшим качествам человека, неустанно апеллировать к ним. Первая заповедь — ценность человеческой жизни. Её и отстаивает спектакль, в котором практически вся труппа занята, окрылённая новым уровнем профессиональных задач, которые с воодушевлением воплощают актёры. Мне эта работа очень нравится. Думаю, молодёжь тоже будет заинтригована необычной по многим ракурсам постановкой, философия которой раскрывается не только через слово и психологию характеров, но и через пластику, музыку, движение, танцы персонажей.
— Виктор Степанович, однако не одними премьерами, как говорится, жив театр…
— Честно говоря, если бы мне кто-то сказал, что мы успеем столько сделать за сезон, я бы первый не поверил! Ведь параллельно с работой на стационаре театр осуществил масштабные гастроли по области, учитывая маршруты ежемесячных, по сути, поездок и количество населённых пунктов, где мы побывали. Урик, Усть-Орда, Карлук, Оёк, Хомутово, Максимовщина, Усть-Балей, Еловщина, Ангарск, Черемхово… Пятидневные гастроли в Усть-Удинском районе, где все спектакли прошли на благотворительной основе, поскольку у нас заключён долгосрочный договор о творческом содружестве, и мы там открыли свой филиал. Кроме того, по особой программе «Театрального балаганчика» посетили несколько посёлков Иркутского района в основном, а задача — побывать в каждом населённом пункте, где есть хотя бы небольшая сценическая площадка. Автобус «Балаганчика» украшен яркими баннерами, громкоговоритель воспроизводит рекламный ролик с музыкой из спектаклей, и жители сёл бросают свои тяпки в огородах, спеша посмотреть на приехавших, а ребятишки, задрав штаны, несутся в клуб. Но это только часть программы. Она предполагает и коллективные выезды из района в ТЮЗ, и разностороннюю помощь драмкружкам и народным театрам — оборудованием, костюмами, декорациями и т.д.
— А про краткосрочные весенние гастроли в Улан-Удэ есть что вспомнить?
— Конечно! Мы там за три дня сыграли дюжину спектаклей на сцене Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева и на выездах: «Сарафановы», «Красная Шапочка» и «Коза-Дереза». Вампилов у них тоже идёт — «Утиная охота», а до этого шёл «Старший сын», и исполнители некоторых его ролей пришли к нам на открытие, отзывы были очень хорошие.
Однако я ещё не про все события со словом «впервые» упомянул. В частности, о конкурсе к Международному дню театра. Традиционно определяется приз зрительских симпатий, а в этом сезоне мы впервые ввели ещё и номинации лучших актёров года, премии и награды за лучший дебют и за лучший ввод. Специальную анкету разработали, голосовали сами артисты, и оценки их были, по общему мнению, объективны и справедливы. Для творческого человека признание коллег и критиков — это большой стимул.
— Похвала ко времени, писал Виктор Астафьев, «это для россиянина как яичко к Христову дню».
— Актёру нужна оценка каждой его работы. Обязательно! Безразличие и молчание для него убийственней любой критики. Но позвольте мне закончить обзор событий сезона. Перед самым его завершением мы открыли на базе театра литературно-музыкальный клуб «Элегия». И первый вечер был посвящён творчеству Булата Окуджавы. Он оказался необычайно удачным, волнующим, духоподъёмным. В перспективе — вечера Пастернака, Цветаевой, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Рубцова, Высоцкого… Неохватное поле деятельности на долгие годы!
Беседу вела Вера ФИЛИППОВА
На снимках: сцены из спектаклей «Поминай как звали», «Красная шапочка» и «Сарафановы».