Белая горячка
Иркутский рынок алкоголя лихорадит
В июле нынешнего года продажи алкогольной продукции иркутских оптовиков упали на 80 — 100%. Сегодня крупные оптовые компании могут предложить рознице от двух до пяти-шести наименований легальной продукции. Импортный алкоголь даже мегаоптовики считают поштучно. Мелкие продавцы заколачивают склады. А в магазине сиротливо стоят 10 наименований водки, 2-3 — вина. И отечественное шампанское. Вероятно, для того, чтобы было чем отметить начало новой жизни теперь уже легального алкогольного рынка Иркутска.
С 1 июля согласно Федеральному закону 102-ФЗ «О внесении изменений в 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в продаже должен был остаться только алкоголь, маркированный новыми акцизными марками. Это вызвало коллапс российского алкогольного рынка сразу по нескольким причинам.
Оптовики попытались распродать к 1 июля весь алкоголь со старыми акцизными марками, но к этому сроку часть продукции так и не ушла в розницу. По оценкам Минфина, нелегальным стал 10-дневный запас алкоголя России. Эти напитки Минфин предложил оптовикам отправить назад производителю, чтобы перемаркировать. Иркутские оптовики, как и их коллеги из других регионов, начали оправлять продукцию контейнерами на заводы ещё в середине июня. Когда значительная часть алкоголя «вне закона» уже была в пути, поступило новое распоряжение Минфина — об упрощённой перемаркировке на местах.
Но судьба бутылок со старыми марками оптовиков уже почти не волновала. Как выяснилось, к 1 июля в России не оказалось достаточного количества марок, чтобы промаркировать даже новую алкогольную продукцию. «В Москве марки нет», «Москва марку не даёт» — эти фразы иркутские оптовики повторяли в беседе с «Конкурентом» не сговариваясь. Отсутствие маркировки сначала ударило по импортному алкоголю — только 5% этой продукции получило новые марки. Затем дефицит марок стала испытывать и отечественная продукция.
Чёрный июль
Если для большинства населения страны июль 2006 года запомнится как «сухой» месяц, то оптовики узнали, что такое «глаза на мокром месте». Коммерческий директор ЗАО «Кайрос» Павел Кирьянов убеждён, что крупные оптовые компании сумеют выправиться после кризиса, а вот мелкие оптовики уже наверняка выведены из игры.
По словам Кирьянова, продажи ЗАО «Кайрос» в июле упали практически на 100%. «Товара в Москве, по нашим сведениям, нет», — заявил представитель оптовой компании. То, что москвичи не отгружают товар из-за отсутствия новой марки, подтвердил и генеральный директор ООО «Форум-Инк» Алексей Баранов. По его словам, объёмы продаж компании в июле значительно уменьшились. Как стало известно «Конкуренту», в «Форум-Инке» оперируют цифрой в 90%.
Сейчас в легализированном списке «Форум-Инк» 5 видов водки, вермуты и слабоалкогольные вина. ЗАО «Кайрос» на сегодняшний день имеет два легализированных наименования. Как сообщил «Конкуренту» маркетолог компании «Виноградная лоза», до кризиса ассортимент компании составлял 2 тыс. наименований, сейчас — около 100.
Павел Кирьянов сообщил, что цены на легализированную продукцию по требованию поставщиков увеличены на 20%. Увеличения цен ожидают и в ООО «Форум-Инк». В конечном счёте на прилавки продукция попадёт с 20-30-процентным увеличением стоимости, сообщили в компании.
Алексей Баранов убеждён, что исчезновения вслед за вином с прилавков водки не ожидается. «Проблема ведь не в том, что водки не хватает, а в том, что сократился ассортимент. Так вот, ассортимент водки, как показывает практика, пополняется быстрее, чем ассортимент вина, так что водочный кризис сомнителен», — заявил он. Между тем в «Виноградной лозе» полагают, что, если система ЕГАИС не заработает эффективно, водочного кризиса не избежать.
А вот «вакуум» винной продукции, по словам Баранова, будет длиться довольно долго. «После запрета на продажу молдавских и грузинских вин образовалась пустая ниша. Импортный алкоголь со старой маркой запрещён, новая марка появляется в очень ограниченном количестве. И я уверен, что российские производители эту нишу не заполнят». За последнее время (с начала кризиса импортного алкоголя в апреле 2006) в иркутское представительство компании «Виноградная лоза» поступило около 20 бутылок импортного вина с новой маркой (в июле — ни одной бутылки). Как пояснил маркетолог компании, основная масса маркированного импортного вина «оседает» в Москве и Санкт-Петербурге, в провинцию поступают лишь остатки.
Алкогольный кризис осложнился ещё и тем, что согласно Федеральному закону 102-ФЗ розничные продавцы должны были пройти перерегистрацию (в зависимости от величины уставного капитала и численности жителей населённого пункта, на территории которого располагается торговая точка). По мнению Алексея Баранова, розничных пунктов, которые соответствуют требованиям 102-ФЗ, сейчас крайне мало, что затрудняет реализацию продукции.
Пивной бум не состоялся
«Крепкий» ассортимент в иркутских магазинах значительно поредел. По оценкам одного из экспертов, средний набор обычного прилавка — 10 наименований водки, 2-3 — вина, шампанское. Московские аналитики отмечают, что за последний месяц в столичных магазинах в 3-4 раза вырос спрос на пиво. Провинция пока этого не почувствовала.
Источник в одной из торговых компаний, на условиях анонимности, сообщил, что, по данным отдела логистики, потребление пива населением Иркутской области в июле действительно выросло. Но утверждать, что рост обеспечен только историей с заменой акцизных марок, нельзя. Скорее всего это обычная сезонная тенденция, заявил источник.
Руководство ООО «Пивко» (группа компаний «Доставка-95») оказалось единственным из всех экспертов, которое подтвердило прямую зависимость увеличения продаж пива в Иркутске с исчезновением широкого ассортимента водки. Однако руководитель отдела продаж элитного пива ООО «Пивко» Александр Кананыхин, как и другие эксперты пивного рынка, заявил, что «тенденции к большому росту нет». Он объяснил это тем, что компания торгует достаточно дорогими марками (выложить около 70 рублей за бутылку сможет не каждый). «Значительная масса нашей продукции «вымывается» в Москве, и там действительно можно говорить о каком-то серьёзном увеличении продаж», — пояснил наш собеседник.
Значительного повышения продаж не отметили и производители недорогих региональных марок пива. Как сообщили в ЗАО «Усть-Илимский пивоваренный завод «Сибирский пивовар», в 2006 году были отмечены некие скачки продаж, которые трудно поддаются анализу, но их сложно связать с ситуацией на алкогольном рынке.
— По сравнению с прошлым годом продажа пива идёт даже несколько хуже, — сказал финансовый директор предприятия Юрий Пугачёв. — Правда, летом появилось некоторое увеличение, но это обычное явление.
Руководство «Сибирского пивовара» полагает, что нужно ожидать увеличения продаж федеральных марок пива, так как выравнивание ценовых категорий местного и привозного продукта лишает местных производителей шансов на большие продажи.
Специалисты ЗАО «Сибирский пивовар» указывают и на специфическую культуру потребления пива и водки. Люди, предпочитающие сильные алкогольные напитки хорошего качества, вряд ли смогут в течение краткого срока переключиться даже на крепкие сорта пива. Поскольку пока в магазинах Иркутской области остаётся минимальный ассортимент водки, скорее всего водочные гурманы перейдут на другие сорта этого напитка, чем на пиво. Любители же недорогих сортов водки или уйдут в категорию «катаных» напитков, или же начнут покупать дорогие сорта.
Легализация рынка вручную
История с отсутствием маркировок оказалась только началом. В первые же дни июля торговцы столкнулись с удивительным миром автоматизированных систем. «С июля слово «ЕГАИС» вошло в наше профессиональное арго как ругательное», — заявил «Конкуренту» работник одной из иркутских оптовых компаний.
Согласно 102-ФЗ, вся информация о продукции, участниках рынка и сделках должна быть внесена в Единую государственную информационную систему (ЕГАИС). Здесь и начались основные трудности. Каждый производитель и оптовик алкоголя обязан разместить у себя программно-аппаратный комплекс ЕГАИС. В комплекте — сервер базы данных обо всех производителях и торговцах, автоматизированные рабочие места (учёт и оборот алкоголя), принтер для нанесения на марки сведений о продукции. И, наконец, сканеры для штрих-кодов.
Иркутские оптовики сработали быстро. Как сообщили «Конкуренту» руководство крупных оптовых компаний — ООО «Форум-Инк» и ЗАО «Кайрос», подключение к ЕГАИС они произвели в первые дни (чего не скажешь о мелких оптовиках, для которых такая роскошь не по карману — программный комплекс стоит 20-25 тыс. долларов). Оптовики рассказывают, что в первые дни случаи были просто курьёзными. Специалисты налоговых органов приходили с проверкой и разводили руками — региональное отделение управления Федеральной службы по налогам и сборам ещё не было подключено к ЕГАИС.
Но самое интересное началось в середине июля, когда большинство законопослушных производителей и продавцов начали массово подключаться к системе. ЕГАИС стала «виснуть». Бывали случаи, когда оптовикам удавалось загрузить в день одно наименование продукции из двухсот. В офисе одной крупной иркутской оптовой компании «Конкуренту» рассказали, что в течение трёх недель не могли отгрузить в розницу продукцию из-за того, что ЕГАИС не принимала сведения. «Сейчас в Иркутске мы как-то справляемся, а производители в Москве и Санкт-Петербурге вообще не могут внести наименования, система постоянно «подвисает», — рассказывает Павел Кирьянов. Через ЕГАИС все участники рынка должны ещё и уведомлять налоговые органы о своих операциях.