Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях
Я, главный государственный санитарный врач по Иркутской области П.К. Кауров, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в общеобразовательных учреждениях за период 2005-2006 учебный год, установил:
Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Иркутской области остаётся крайне неудовлетворительным.
Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году составил в среднем 66,2% от общего числа учащихся. Только 10% школьников (по РФ — 25%) получают горячую пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
Наиболее неблагополучная ситуация складывается в г. Черемхове — охват школьников горячим питанием составляет 39,8%, г. Ангарске — 46,9%, Зиминском районе — 48,1%, г. Нижнеудинске — 49%, г. Усолье-Сибирском — 49,6%. В г. Усолье-Сибирском в школе № 14 питание учащихся вообще не организовано.
При наличии групп продлённого дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники практически во всех территориях области.
В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность.
Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учётом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приёмы уменьшения объёма и веса блюд. Так, в городе Зиме объём порций гарнира составлял 100-150 граммов (при норме — 180-230 г), мясных и рыбных блюд — 50-75 граммов (при норме — 100-120 г).
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам. В питании школьников недостаточно натуральных мясных, кисломолочных продуктов, рыбы, животных и растительных масел. Использование соков в школьных буфетах — 30%, кисломолочных продуктов — 50%, хлебобулочных и крупяных изделий — 90%, мясных продуктов — 15-20% от физиологической нормы потребления.
В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств, однако, школы не проводят лабораторный контроль за качеством выращенной продукции (Куйтунский, Качугский, Жигаловский, Иркутский, Ольхонский, Усть-Илимский районы).
Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней. Средняя стоимость завтрака в городах составляет 12 руб., обеда — 22 руб. В сельских районах данная стоимость занижена в 2 раза.
Лишь 15% детей из малообеспеченных семей получают бесплатное питание. В отдельных районах охват учащихся бесплатным питанием ниже областного и составляет 4-5% (гг. Ангарск, Усолье-Сибирское, Братск, Зима, Черемхово, Куйтунский, Черемховский районы).
Практически во всех территориях практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся.
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков. Обеспеченность электротехнологическим оборудованием составляет 92%, холодильным оборудованием — 87%, но оно частично устарело. Ремонт и приобретение нового технологического и холодильного оборудования, кухонного инвентаря, посуды осуществляется в основном за счёт внебюджетных средств.
Из наиболее распространённых нарушений питания в организованных коллективах детей и подростков отмечалось низкое качество питания, нарушение сроков прохождения медосмотров, нарушения санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоках.
Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в Киренске — 40%, Качугском районе — 26,7%, Бодайбо и Бодайбинском районе — 20,7%, Усть-Куте и Усть-Кутском районе — 17,2%, Ангарске — 11,8%, Шелехове и Шелеховском районе — 11,1%, при среднеобластном показателе — 6,26% (среднероссийский показатель — 2,26%).
Перечисленные нарушения в организации питания школьников в 2005-2006 учебном году привели к вспышке острой дизентерии в гимназии г. Шелехова, при этом количество пострадавших достигло 93 человека.
Несмотря на то, что в целом за последние 5 лет наметилась тенденция к сокращению неудовлетворительных проб готовой продукции в детских организованных коллективах, в некоторых территориях продолжает оставаться высоким процент неудовлетворительных проб готовой продукции по калорийности и полноте вложения блюд. Так, в Братске при исследовании рационов питания из 6 проб — 6 неудовлетворительные (100%), в Братском районе из 3 проб — 2 (66,7%), Мамско-Чуйском районе из 13 проб — 5 (38,5%).
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на территории Иркутской области на основании ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления рассмотреть вопросы:
1.1. О принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащёнными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотрев необходимые средства на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков общеобразовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
1.2. О необходимости восстановления льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая, старшие) и по организации горячего питания для учащихся.
2. Территориальным отделам Территориального управления Роспортребнадзора:
2.1. Обеспечить действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания детей в общеобразовательных учреждениях, обратив особое внимание на работу пище-блоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащённых витаминами и минеральными веществами, а также лабораторно-инструментальный контроль за качеством выращенной на пришкольных участках продукции.
2.2. Совместно с муниципальными органами управления образования проанализировать рационы питания по сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков общеобразовательных учреждений; разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию пищеблоков и обеспечение необходимым оборудованием, и внести на рассмотрение в органы исполнительной власти муниципальных образований предложения:
2.2.1. По оптимизации питания.
2.2.2. По улучшению материально-технической базы пищеблоков.
2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях в ТУ Роспотребнадзора до 20.04.2007 года.
3. Главам администраций муниципальных образований информировать меня о выполнении п. 1 настоящего постановления в срок до 1.03.07 г.
4. Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по Иркутской области» обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Территориального управления по Иркутской области А.Н. Пережогина.
П.К. КАУРОВ