Бензиновая спираль
На рынке нефтепродуктов повторяется ситуация прошлого года
По данным Росстата, с января по конец июля 2006 года стоимость бензина в среднем выросла на 3,7%. Федеральная антимонопольная служба полагает, что в росте цен виноваты журналисты и Московская топливная ассоциация. Однако эксперты считают, что государство ничего не делает для реальной борьбы с ростом цен на нефтепродукты.
Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) опубликовала динамику изменения потребительских цен на автомобильный бензин. В первую неделю августа цены на розничное топливо в среднем выросли на 1,6%. Всего же с начала 2006 года по 25 июля рост цен на бензин на территории России в среднем составил 3,7%. Наибольший прирост зафиксирован в Кызыле (7,3%), в Архангельске, Нальчике и Кирове (5,1-5,2%). Рост цен в Москве составил 0,7%, в Санкт-Петербурге — 1,2%.
В среднем стоимость бензина по России составила 17,02 руб., в том числе низкооктанового (А-76, Аи-80) — 15,21 руб., марки Аи-92-93 — 17,81 руб., высокооктанового (Аи-95 и выше) — 19,05 руб., дизельного топлива — 16,85 руб.
Экспертов рост розничных цен на нефтепродукты не удивляет. По словам аналитика ИЦ «Кортес» Людмилы Лурье, удорожание топлива на розничном рынке может объясняться рядом факторов. «В этом году произошло неординарное событие: впервые рост экспорта высокооктанового бензина превысил экспорт низкооктанового. Соответственно, рост экспорта сказался на оттоке высокооктанового топлива с внутренних рынков, что привело к дефициту высокооктанового бензина на свободном российском рынке, где реализуются поставки крупным оптом», — подчёркивает Людмила Лурье. Правда, дефицит не коснулся собственных сбытовых предприятий нефтяных компаний и их АЗС.
Ещё одним фактором, оказавшим влияние на рост цен на нефтепродукты, стал рост стоимости нефти на мировых рынках в июле. В итоге, по данным специалистов «Кортеса», цена на нефть на свободном внутреннем рынке на август выросла на 14%.
Кроме того, дополнительным фактором стала временная разница между вводом таможенной пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. «Если новые тарифы на экспорт сырой нефти были установлены 1 августа, то пошлина на нефтепродукты начнёт действовать только с 20 августа, что провоцирует отток нефтепродуктов из России, — говорит Лурье. — Компании на этот срок предпочитают концентрироваться на экспорте нефтепродуктов».
Эксперты подчёркивают, что, по сути, повторяется ситуация прошлого года, когда росли мировые цены на нефть, цены на внутреннем рынке и оптовые цены, а розничные оставались практически прежними. По данным ИЦ «Кортес» на первую неделю августа, рост розничных цен на Аи-80 составил 0,6%, на Аи-92 — 2,2%, на Аи-95 — 1,9%. В то же время рост оптовых цен составил для Аи-80 — 33,9%, для Аи-92 — 34,8%, для Аи-95 — 23,8%, для дизельного топлива — 20,8%. Ситуация, когда мировые, внутренние и оптовые цены на нефть растут, а стоимость розницы — практически нет, долго продолжаться не может.
«Вертикально-интегрированные нефтяные компании могут сдерживать розничные цены на нефтепродукты. Однако частные компании, на долю которых приходится около 60% розницы, на это не способны. По их мнению, норма прибыли становится недопустимо низкой», — отмечает Лурье. Но как бы ситуация ни развивалась, нефтяные компании не остаются в убытке. В итоге страдает население. «Нефтяные компании повышают цены и таким образом стараются компенсировать свои затраты за счёт потребителя», — считает начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев.
У государства есть способы сдержать рост цен, но пока оно занимается поисками крайнего, на кого можно свалить вину за повышение стоимости нефтепродуктов на розничном рынке. По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, рост цен на бензин начинается, как правило, с заявлений Московской топливной ассоциации, которая регулярно публикует свои прогнозы. Он заявил, что ассоциация провоцирует повышение цен и даёт сигнал для их роста. Более того, по информации «Газеты.Ru», ФАС намерена предложить рекомендации представителям СМИ, чтобы они лишний раз не пугали своих читателей прогнозами роста цен на бензин. Однако пока непонятно, как эти рекомендации будут соотноситься с законом о СМИ.
Эксперты видят причины роста цен отнюдь не в действиях журналистов. «Российским властям следует не искать соринку в чужом глазу, а удалить бревно — это НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), — возражает Александр Разуваев. — Государству следует отвязать НДПИ от мировых цен на нефть. В этом случае нефтяные компании смогут поставлять нефтепродукты на внутренний рынок по более низким ценам. Что касается экспорта, то существуют таможенные тарифы, можно применять их».
«Сохранение НДПИ в текущем виде — это издевательство над потребителем», — заключает эксперт.