Готовность номер один
Иркутским школам устроили проверку
50% российских школ пока не готовы к новому учебному году. Такую статистику на днях озвучил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Проверка иркутских школ началась два дня назад. Пока иркутские показатели выше среднероссийских - все 8 проверенных школ готовы принять ребятишек. О подготовке учебных заведений к 1 сентября, поддержке одарённых детей и приоритетах городской образовательной политики наш корреспондент беседует с начальником управления образования администрации города Иркутска Виктором БАСЮКОМ.
— Сколько город затратил на подготовку учебных заведений к новому учебному году?
— Если говорить обо всех средствах бюджета, то это около 120 млн. рублей. 84 млн. было направлено на капитальный и текущий ремонт — это и обновление фасадов школ, и замена коммуникаций, и внутренний ремонт. Для сравнения, в 2005 было потрачено только 26 млн. рублей. В 20 школах мы провели ремонт фасадов, в восьми — заменили сантехнику и канализационные сооружения. Впервые в этом году каждая школа получила материалы для проведения ремонта. Специально для этого в бюджете предусмотрели 22 млн. рублей.
— С чем связано увеличение расходов?
— Нынешний год — это не исключение, тенденция продолжается несколько лет. Конечно, это связано с увеличением доходной части городского бюджета. Но, кроме того, интересы детей признаны одним из приоритетных направлений городской политики. Около 40% городского бюджета направляется на нужды образования. Думаю, эта цифра говорит сама за себя.
— Вы действовали по отработанной схеме или же в этом году появились какие-то новшества?
— Особое внимание мы уделили пожарной безопасности. На это затрачено 32,5 млн. рублей. Для сравнения, в прошлом году — 13 млн. Впервые в нескольких школах и детских садах были реконструированы старые эвакуационные выходы и построены дополнительные. По моему мнению, средства в это вкладывать необходимо — риск любой опасности должен быть сведён к минимуму, когда речь идёт о детях. 45 школ в этом году будут оборудованы системами пожарной сигнализации. Мы предполагаем, что через два года все наши образовательные учреждения получат современные системы оповещения. В этом году территории 101 школы и детского сада получили освещение. Теперь мы можем сказать, что практически все образовательные учреждения города имеют нормальное освещение.
— Сколько школ сегодня нуждаются в реставрации?
— Сложно сказать, так как год от года ситуация меняется — здания проходят реставрацию, какие-то школы ветшают и переходят в разряд подлежащих реставрации. В нынешнем сентябре будет снова открыта школа №17, которая была полностью отреставрирована. А уже в октябре закроется на реставрацию одиннадцатая школа. Мы планируем завершить работы по этому зданию за год, чтобы уже в 2007 она снова начала работать. В сентябре 2007-го планируется начать реставрацию школ №72 и №23. Далее очередь за третьим лицеем и школой №43. До 2010 года планируется реставрация пяти школ.
— А новые школы будут строиться?
— Да, планируется, что здание школы появится на улице Бородина в новом жилом микрорайоне. Будут построены школы в Академгородке, на бульваре Постышева. До 2011 года мы хотим запустить в эксплуатацию 13 новых учебных заведений. Все школы будут построены по новому типовому проекту, в каждой предусмотрены спортзал, бассейн.
— Каково соотношение родительских затрат и затрат администрации города на ремонт отдельной школы?
— Вопрос сложный. Если школа требует капитального ремонта или, к примеру, замены коммуникаций, ремонта крыши, то, конечно же, затраты из городского бюджета намного выше вложений родителей. Если же требуется только текущий ремонт, то в среднем 50% вносят родители, 50% даёт город. Хочу подчеркнуть, что взносы родителей по-прежнему являются добровольными. На прошлой неделе я объезжал школы, видел родителей — они работают вместе с учителями. Надо отметить, что люди с пониманием относятся к проблеме и готовы помогать школе. По сути, это ведь инвестиции в будущее собственного ребёнка, и каждый знает, что это лучший вид вложений.
— Планируете ли вы привлечение внебюджетных средств на нужды школ?
— Около 20% иркутских школ сумели сохранить старые «шефские» связи с предприятиями, что, безусловно, большой плюс. Многие руководители уже освоили и науку привлечения грантов. Рынок образовательных услуг города становится всё сложнее. Всё зависит о того, как школа сумеет «показать» себя, заинтересовать возможного инвестора, благотворителя. В Иркутске достаточно много представителей бизнеса, которые готовы вкладывать средства в ремонт образовательных учреждений, школьные мероприятия. Важно, готово ли руководство школы начать диалог с бизнесменами.
— В Шелехове существует городской попечительский совет образовательных учреждений. Может быть, позаимствовать этот опыт?
— Дело в том, что в Шелехове особая ситуация — там есть градообразующее предприятие, которое готово объединить вокруг себя попечителей. В Иркутске представлен большой спектр бизнеса и явного лидера нет. Поэтому образовательные учреждения должны строить собственные партнёрские отношения с отдельными представителями бизнеса. Однако мы пытаемся решать проблему комплексно. В августе мы планируем провести «Бизнес-педсовет», на который пригласим и руководителей учебных заведений, и предпринимателей. Главный вопрос — взаимодействие бизнеса и образования.
— Ежегодно город тратит от 500 тыс. до 6 млн. рублей на поддержку одарённых детей. Эффект есть?
— Безусловно. Городская программа поддержки одарённых детей существует уже 9 лет и даёт серьёзные результаты. Последний пример — ученик лицея ИГУ Сергей Зоркин получил высшую награду Международной олимпиады по физике в Сингапуре, стал абсолютным победителем. Сейчас собирается продолжить учёбу в Московском физико-техническом университете. В нынешнем году из 900 участников третьего этапа Всероссийской олимпиады школьников 211 учащихся представляли Иркутск. 99 иркутских школьников стали призёрами олимпиады, 24 получили дипломы первой степени. На уровне Сибирского федерального округа и России нашу область будут представлять 37 школьников, 19 из них — иркутяне. Интеллектуальный фонд Иркутска — это четыре учебных заведения: лицей-интернат №1, второй и третий лицеи, лицей ИГУ. 65,7% всех призовых мест, полученных иркутскими школьниками в этом году, — на их счету. Я думаю, что результаты говорят сами за себя.
— Как смотрятся наши интеллектуалы на фоне школьников из других городов?
— Сложно судить, своя рубашка ближе к телу (смеётся). На самом деле, мы представлены достойно. В Иркутске сильные школы подготовки по математике, физике, гуманитарным наукам. Если у ребёнка обнаружены способности, с ним начинают заниматься по олимпийской системе практически с 5 класса. Хотя по обычной общероссийской практике участие в олимпиадах принимают старшеклассники. В прошлом году мы впервые организовали городскую интеллектуальную конференцию «Эврика» для учеников 5-8 классов. Нам важно, чтобы как можно больше детей могли проявить свои способности.