издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В единой коммунальной связке

Фраза «Управдом – друг человека» должна восприниматься без иронии

Недавно в Иркутске было создано четыре муниципальных управляющих компании со 100-процентным муниципальным уставным капиталом. Именно они должны взять на себя основную работу по внедрению реформы ЖКХ в жизнь. О том, как будет проходить эта работа, нам рассказал генеральный директор Южного управления жилищно-коммунальными системами Павел АРТАМОНОВ.

— Если раньше под вашим началом был один микрорайон, то теперь — целый округ. Разница чувствуется?

— Округ действительно в пять раз больше, чем РЭУ «Первомайский», которым я руководил до последнего времени. Значит, и ответственность в пять раз больше. А в остальном … Прежде всего, нужно выстроить систему, как и в любой работе. Должна быть система взаимоотношений с жителями, подрядчиками, учредителями.

На сегодняшний день подрядчики определены, это девять муниципальных унитарных предприятий. Договоры с ними находятся в стадии заключения. Мы уже со всеми познакомились, проехали по территории, определились, что собой представляет жильё.

— А что собой представляет жильё?

— Пока мы оценили его состояние, что называется, на глазок. Посмотрели финансовые документы. Скрупулёзную оценку технического состояния жилья будем проводить после заключения договора. Очень рассчитываем на помощь жителей. Работу канализации, например, оценить так сразу невозможно. Мы зашли в подвал, посмотрели — всё в порядке. А оказывается, здесь каждый месяц топит, просто к нашему приходу всё высушили. Об этом нам и могут сказать жители.

— Насколько я поняла, альтернативы муниципальным предприятиям пока не существует?

— Пока нет, но это вопрос времени.

— С подрядчиками вы определились. А с жителями уже заключаете договоры?

— Уже есть такие предложения, в том числе и от товариществ собственников жилья (ТСЖ). В ближайшее время жители должны определиться со способом управления домом в ходе общих собраний. Мы намерены активно предлагать сотрудничество с нашей компанией. Инициативные группы жителей на нас выходят, просят оказать помощь в проведении собраний. Помощь нужна чисто организационная и информационная. То есть люди хотят знать, какие нужно подготовить документы, как провести собрание грамотно с юридической стороны. Многим просто не хватает информации.

Начнём с того, что есть три способа управления домом. Первый — создание товарищества собственников жилья. Это юридическое лицо, оно занимается поиском подрядчиков на оказание жилищных услуг, заключением договоров и так далее. В принципе, товарищества могут управлять домом самостоятельно, но сама жизнь подталкивает людей обращаться в управляющие компании.

Возьмём простой пример. Есть ТСЖ, которое объединяет несколько многоквартирных домов. На их обслуживание нужен один дворник, одна уборщица, один сантехник. Платить им придётся по 5-10 тысяч рублей. В принципе, это нормально. Но если товарищество состоит из одного блока девятиэтажного дома, а таких у нас много, это всего 36 квартир. И всё равно нужно нанимать одного дворника, одну уборщицу и так далее. И платить те же 5-10 тысяч рублей. На меньшую оплату никто не пойдёт. Кроме того, нужно содержать бухгалтера, мотивировать председателя. Получается достаточно накладно.

Второй вариант — непосредственное управление. В этом случае регистрировать юридическое лицо не нужно. Все вопросы решает общее собрание собственников. На собрании, в частности, жители выбирают подрядчика, который будет заниматься содержанием и обслуживанием жилья. Договоры с поставщиками коммунальных услуг каждый собственник заключает индивидуально. Эти права можно делегировать одному человеку, и он будет заключать договоры от лица всех собственников, либо передать полномочия управляющей компании. На мой взгляд, это один из самых перспективных способов управления.

Наконец, третий способ управления — выбор управляющей компании. Её тоже выбирают на общем собрании путём голосования, определяют вознаграждение, цены на содержание и ремонт дома. Управляющая компания уже сама нанимает подрядчиков на обслуживание дома, занимается заключением договоров на поставку коммунальных и жилищных услуг и потом отчитывается перед жителями за свою работу.

— Можно сказать, что ваша управляющая компания уже приступила к работе?

— Практически, да. Мы официально зарегистрированы, есть помещение. Штат у нас небольшой, планируем довести его до 20 — 25 человек. Это отделы контролинга, бюджетирования, инженерных систем. Я бы сказал, мы достаточно компактны. Я постарался набрать не просто коллектив, а именно команду. Все наши сотрудники — профессионалы в своём деле. Основной критерий, которым я руководствовался при отборе, можно сформулировать примерно так: проработать в ЖКХ и не взять оттуда негатива. Не должно быть отторжения к людям. Со временем мы придём к тому, что будем своих клиентов встречать с чашкой кофе.

— Скоро?

— Думаю, очень скоро. В конце концов, мы точно так же продаём свои услуги на рынке, как и все. А покупатель, как известно, всегда прав.

— Какие у вас конкурентные преимущества перед любой другой частной компанией?

— У нас на 100% муниципальный уставный капитал. В принципе, появление муниципальной компании стало вполне логичным. Рынок ЖКХ отпустили на свободу, на нём стали появляться частные управляющие компании. Горожанам трудно разобраться, добросовестная та или иная компания, или не очень. Поэтому люди идут в мэрию и спрашивают, что это за компания, стоит иметь с ней дело или не стоит. А администрация не может дать никаких гарантий. Тогда и созрело решение создать такие компании, за которые администрация действительно сможет поручиться. Я бы сказал, что наш основной капитал — это авторитет городской администрации. В совете директоров у нас два депутата городской Думы, глава округа и представитель администрации города. Достаточно действенный совет директоров с широкими полномочиями.

— Можете озвучить направления, над которыми будете работать в первую очередь?

— В первую очередь мы будем работать над инженерными сетями — канализация, водопровод, электроснабжение. Это тот стержень, на котором держится весь дом. Дальше мы должны озаботиться вопросами энергосбережения. Их тоже нельзя оставлять «на потом». На самом деле эти вопросы взаимосвязаны. Если проводить какой-то ремонт сетей, нужно сразу определять, как «настроить» этот дом. Почему-то энергосбережение все рассматривают с одной позиции — поставить счётчик. И кажется, мы сэкономим чуть ли не половину платежей.

Был у нас случай в Первомайском: поставили счётчик на восьмиквартирный деревянный дом и выяснили, что жители в месяц используют в три раза больше холодной воды, чем это рассчитано по нормативу. Зимой там есть горячая вода, летом её нет. У каждого стоит стиральная машина-автомат, водонагреватель очень приличный. По проекту там нет ванн, а их уже давно установили. Соответственно, и плата после установки счётчика выросла.

Когда мы стали беседовать с подрядчиками на тему энергосбережения, многие из них поднимали вопрос о счётчиках. Подрядчики сетуют на то, что не имеют никакой прибыли от их наличия. Это справедливые претензии, никто не спорит. Есть только одно «но». Допустим, подрядная организация работает плохо, в доме идёт перерасход тепла. Прибор всё это замеряет, и получается, что после установки счётчика платить нужно больше, чем платили без него. Кто должен отвечать за это? Вот тут все призадумались. Прибор считает то, что есть. А вот есть экономия тепла или его расходуется больше нормы, зависит не от счётчика, а от человека, который занимается обслуживанием дома. Если всё сделано грамотно, дом «настроен» как хороший музыкальный инструмент, то и «музыка» будет соответствующая.

Наш дом начинается даже не с подъезда, а со двора. Есть на сегодняшний день городская программа, в рамках которой устанавливаются отличные детские площадки во дворах. Но мало того, что эта площадка стоит, её нужно огородить, озеленить. Это уже наша работа. И с жителями мы должны работать в одной связке. Пришла пора смотреть друг на друга как на партнёров, чтобы фраза «Управдом — друг человека» воспринималась без иронии. Если инициатива от жителей исходит, мы должны помочь. Ну и подъезды, конечно. Они должны быть чистыми, светлыми и тёплыми. Думаю, постепенно мы придём к тому, что ограничим доступ в подъезды для посторонних, поставим домофоны, замки. Только в этом случае можно гарантировать порядок.

Беседовала Елена БАТУТЕНЕ, «Восточно-Сибирская правда»

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры