издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Железные правила

Прогулки по железнодорожным путям чреваты бедой

Недавно очередная трагедия произошла на стальной магистрали: на перегоне Подкаменная — Большой Луг было травмировано четыре человека — трое подростков от 13 до 14 лет и молодая девушка, из ребят двое получили смертельные травмы. Пострадавшие шли по шпалам, в это время по соседнему пути проходил поезд, и из-за его шума они не услышали звука приближающегося состава, шедшего по их пути.

Говорят, что перегон Иркутск — Слюдянка один из наиболее сложных участков не только на Восточно-Сибирской железной дороге, но и на РЖД в целом. Здесь почти нет прямых участков — сплошные кривые и изгибы дороги. И потому машинист приближающегося поезда поздно увидел шедших по путям людей. Он, со своей стороны, сделал всё, что мог: подал звуковой сигнал, применил экстренное торможение. Однако шансов остановиться вовремя у поезда просто не было — у этой громадины при скорости 60 км в час тормозной путь составляет 1-1,5 км.

Но каким же образом могла произойти эта трагедия? И как можно было её предотвратить? Когда расспрашивали девушку 1982 года рождения — старшую в той группе, которая пострадала, — оказалось, что она просто не знала, как следует вести себя в такой ситуации. А ведь знание простейших правил железнодорожного движения могло сохранить две ещё только начинавшиеся жизни.

Как поясняют специалисты Восточно-Сибирской железной дороги, лучше всего, конечно, вовсе не ходить по железнодорожным путям, за исключением специально предусмотренных пешеходных переходов и настилов. Однако, если у вас нет другого выхода, кроме как пройти по насыпи, тогда надо неукоснительно соблюдать ряд правил безопасности.

Прежде всего, до того как отправиться в опасный путь по шпалам, дождитесь ближайшего поезда, чтобы сориентироваться, по какому пути поезда идут на восток, а по какому — на запад. И не забывайте: направление следования поезда по тому или иному пути — это не абсолютно постоянная величина, иногда в связи с ремонтом или по каким-то иным причинам чётное и нечётное направления могут меняться местами. Поэтому, как бы вы ни были уверены, что поезда по этим путям ходят сюда, а по тем — в другую сторону, всё-таки проверьте это для начала на деле.

После того как человек определился с направлением, ему следует идти по пути навстречу движущемуся поезду, чтобы можно было вовремя заметить приближающуюся опасность и среагировать. Какова же здесь должна быть реакция? Оптимальный вариант — это поскорее отбежать как можно дальше от путей и пропустить состав. Однако это не всегда оказывается возможным.

На этом сложном участке есть места, где некуда уйти с дороги — как было и на месте трагедии за Большим Лугом. То есть, например, с одной стороны может быть довольно крутой склон, с другой — отвесная скала. Именно в такой ловушке и растерялись жертвы последней трагедии. На самом же деле в такой ситуации нужно как можно дальше отбежать от путей, и если при этом из-за таких вот особенностей ландшафта вы всё равно остаётесь в габаритах подвижного состава, то следует присесть на корточки как можно ниже, пока поезд не проследует мимо. Если же человек оказывается вдруг в междупутье между двумя встречными поездами (а такое хоть и не слишком часто, но бывает), то здесь лучше всего вообще лечь на землю. Испачканная одежда окажется очень малой платой за сохранённую жизнь и здоровье.

Люди частенько забывают о том, что железная дорога — такой же источник опасности, как и автотрасса. Согласитесь, правила дорожного движения и поведения пешеходов мы знаем гораздо лучше, чем правила безопасности на железнодорожном транспорте, хотя и у первых хватает своих нарушителей. А в результате на железнодорожных путях вновь и вновь происходят трагедии, которых можно было бы избежать.

Только за семь месяцев 2006 года на Восточно-Сибирской железной дороге произошло 108 несчастных случаев, в результате которых 70 человек погибло. Из числа погибших 41 человек был в состоянии алкогольного опьянения. Подтверждением тому, что Иркутский участок — один из наиболее опасных, является то, что за семь с половиной месяцев 2006 года только здесь произошло 65 несчастных случаев, в том числе и групповых, с людьми, не имеющими отношения к железнодорожному транспорту. В результате пострадал 71 человек, 40 из них погибло. С начала текущего года на этом участке травмировано десять детей, пять из которых скончались от полученных травм.

При этом в результате несчастных случаев страдают не только те, кто попадает под поезд. В случае экстренного торможения пассажирского поезда те, кто в нём находятся, могут получить серьёзные ушибы, упасть со своих полок. Не говоря уже о том, чем такая ситуация грозит машинисту. Ведь для него это огромный стресс — наезд на человека. При этом он видит этого человека перед собой, но, в отличие от автомобиля, не может ни отвернуть, ни вовремя затормозить, что в результате приводит к сильнейшему шоку.

С такими проблемами приходится потом работать специальным психологам, которые неделями, а то и месяцами выводят человека из стрессового состояния. Ситуация опасна даже не столько первоначальной реакцией машиниста на произошедшее, сколько реакцией замедленного действия, которая может проявиться со временем: у человека появляется тяга к алкоголю, у него портятся отношения с родными, он грубит начальству и, в конце концов, теряет работу и семью.

На Восточно-Сибирской железной дороге прилагают все силы для того, чтобы предотвратить возможные трагедии. Организуют лекции по безопасности в школах и вузах, распространяют специальные памятки, устанавливают предупреждающие щиты, проводят беседы. В мае был проведён конкурс детского рисунка «Железная дорога — не место для игр». Регулярно проводятся рейды, в результате которых задерживаются и штрафуются потенциальные жертвы — нарушители правил безопасности на железнодорожном транспорте. И всё же многие по-прежнему продолжают легкомысленно относиться к железной дороге, и некоторые из них платят за своё легкомыслие здоровьем или жизнью.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры