На пороге полувека…
К юбилею Иркутской ГЭС
Мы продолжаем наше путешествие во времени... На этот раз по Кругобайкальской дороге, в пригородном поезде, который проследует в Иркутск начала 50-х. Позади станция Байкал и величавое озеро-море, поделившееся с нею своим именем. И Шаман-камень, напоминающий исполина, который пытается остановить стремительный поток устремившейся к Енисею реки. По её левому берегу пройдут оставшиеся шестьдесят километров нашего пути, а о приближении к станции назначения напомнят названия остановок, которых нет на сегодняшней карте Транссиба: Подорвиха, Михалёво... И, конечно же, паровозный дым, ностальгией романтики прошлых лет залетающий в окна вагонов на крутых поворотах. Но магистраль уже готовится отказаться от паровой тяги и с нетерпением ждёт первого тока будущей гидроэлектростанции. А пока…
Большое начало
Слева проплывают сопки, покрытые лесом, справа — лента реки (ей ещё предстоит разлиться водохранилищем); на сравнительно недалёком противоположном берегу можно разглядеть контуры сёл и посёлков, начиная отсчёт от Листвянки и до деревянной Лисихи, которая ещё не переступила городскую черту, чтобы «прописаться» в Иркутске, расширяющем свои границы. И сама ГЭС, о которой скоро заговорят все радиостанции Советского Союза, пока только в контурах чертежей. И лишь в районе посёлка Кузьмиха, напротив двух островов, заурчал первый экскаватор, собранный в полевых условиях.
Здесь 17 марта 1950 года начиналась разработка карьера, и первые сотни кубометров грунта, добытые в нём, положили начало дороге, соединившей главную строительную площадку Приангарья с городом, с железной дорогой. Пройдёт месяц-другой, и по ней двинутся колонны машин, чтобы начать первый штурм Ангары. А пока что они в пути, и на строительстве дороги работают всего пять бортовых, прошедших не одну тысячу километров, «ЗИС-5» да крытая брезентом полуторка, уцелевшая на фронтовых ухабах, которая развозит бригады по их рабочим местам.
Но штаб стройки, расположенный сначала в гостинице «Сибирь», а через полтора месяца переместившийся к вокзалу, на улицу Кругобайкальскую, уже принимает первых специалистов. Через несколько лет вокруг них сформируется мощное ядро профессионалов-гидростроителей, которое и станет основой семитысячного коллектива «Ангарагэсстроя».
Это дерзкое время
Именно тогда в журналистских материалах появится и на многие годы приживётся справедливая фраза: «ГЭС строит вся страна»… Первые документы о приёме на работу — веские тому подтверждения: Поволжье и Дон, Сталинград и Сочи — далеко не полная «география» продвижения производительных сил на восток государства. И это всего через пять лет после войны, когда страна ещё только залечивала нанесённые ей раны. Время дерзких замыслов, время конкретных их воплощений. Достаточно вспомнить, что первые колышки, обозначившие место будущей станции, были забиты, когда поднятый из руин Днепрогэс ещё только собирался дать первый послевоенный ток. Одновременно с первой на Ангаре под Куйбышевом начинала строиться Волжская гидроэлектростанция, а через год ещё одна, севернее Сталинграда — города, построенного практически заново.
Чуть более десяти лет потребовалось отечественным гидростроителям, чтобы построить и запустить их на полную мощность, а если вспомнить, что к этому времени заработали первые четыре агрегата Братской ГЭС, есть резон совершать подобные путешествия во времени и в пространстве. Чтобы обернуться назад, поразмышлять, что мы и сделаем сейчас, остановившись на месте будущего сквера Кирова. Он появится позже, в самом начале 60-х… А пока это тоже будущая строительная площадка, как, впрочем, и весь Иркутск, строительный бум в котором начнётся вскоре после сдачи станции в постоянную эксплуатацию.
Городская зарисовка
Здесь нет ещё первого здания будущего лингвистического университета, нет корпусов Иркутскэнерго, рождение которого тоже впереди. Только несколько ветхих деревянных строений на месте сегодняшней гостиницы «Интурист» и не спрятанный пока за позорным серым забором, стыдливо оградившим «монумент» долгострою 20 века, въезд на улицу Российскую.
Нет в городском реестре пока и таких названий, как Юбилейный, Первомайский, Университетский, Приморский… А первый дом в Солнечном будет заложен в самом начале 70-х, и это событие снимет для киножурнала «Восточная Сибирь» старейший оператор нашей студии Пётр Артемьевич Петров. «Первый дом в верхнем бьефе» — под таким названием выйдет его сюжет на экраны. От первой на Ангаре ГЭС до Усть-Илима прошёл он вместе с сибирскими гидростроителями, посвятив этому делу более четверти века. Его кадры, снятые на Братской ГЭС, внесены в список лучших работ отечественной кинодокументалистики.
Всё это и ещё многое другое появится в нашем городе и на экране позже… После того, как первые агрегаты будут поставлены под промышленную нагрузку.
С учётом особенностей Сибири
Нужно сказать, что на первом этапе стройки радио и газеты нечасто баловали своих слушателей и читателей сообщениями с берегов Ангары. Будущая станция была, по своей сути, объектом экспериментальным. Гравийно-песчаную плотину длиной более двух с половиной километров и совмещённое с ней здание ГЭС предстояло построить в сейсмической зоне, в суровых условиях континентальной Сибири. С учётом особенностей самой реки, стремительной, своенравной. Это был первый опыт в мировой практике гидростроения, и, может быть, потому его старались не афишировать.
Даже сам автор дерзкого замысла Григорий Николаевич Суханов (об этом не однажды рассказывали его помощники) после очередного «давления» оппонентов проекта порой начинал сомневаться. Снова и снова возвращался к расчётам — их аргументы оказывались убедительней сомнений. Практика подтвердила это. Гидростроители же в процессе работы внесли не одно «ноу-хау», ускорившее её завершение.
Взять хотя бы впервые применённую технологию укладки и уплотнения гравийно-песчаной массы в тело плотины в зимних условиях. По инструкции такая работа должна была производиться только при плюсовой температуре и с применением специальных катков. Гидростроители внесли «годовую поправку в термометры», а вместо катков запустили гружёные «МАЗы» — выиграли минимум пять месяцев. Иначе говоря, не только поправили график своих работ, но и без задержек направили ток и на разворачивающееся строительство Братской ГЭС, и на Шелеховский алюминиевый завод.
Преображаемый город
Иркутску предстояло поднять целую серию промышленных объектов (масложиркомбинат, хладокомбинат, авиазаводские корпуса, радиозавод, предприятия стройиндустрии и многие-многие другие), начать строительство политехнического института и прилегающего к нему студгородка. В ту пору ещё не было в городе ни телецентра, ни здания цирка, ни моста через Иркут… Ждала своего решения и проблема теплоснабжения… даже в центральной части города. А будущая плотина ГЭС требовала, чтобы и набережная работающей на экономику реки была приведена в надлежащий вид.
Не исключено, что извечный спор городов Сибири (в каком из них должен быть наиболее престижный и наиболее перспективный аэропорт) Иркутск именно в те годы выиграл и у Красноярска, и у Новосибирска. Выиграл, несомненно, потому, что первым становился обладателем новой электростанции.
Беспроигрышный, хоть и косвенный эффект грандиозной стройки. Именно тогда Иркутску было доверено строительство первой взлётно-посадочной полосы для приёма Ту-104. Равняясь на гидростроителей, коллектив «Сибавиастроя» справился с поставленной задачей всего за два года. Не будем проводить параллелей, но… сколько же лет будут «форсировать» Ангару нынешние мостостроители? Ведь не потеряли же они своего мастерства, и творческой дерзости им не занимать…
«Иркутская история» и её исполнители
В своей пьесе Алексей Арбузов ввёл мизансцену: смена гигантского экскаватора спорит, может ли их стальной монстр поднять с земли своим ковшом спичечный коробок. Задача виртуозная и на практике нереальная. Но… в 1956 году экипаж Владимира Александровича Саломатова (в будущем Героя Социалистического Труда) «перепрофилировал» свой шагающий экскаватор, «научив» его выполнять работу крана, для установки которого пришлось бы построить специальную выносную эстакаду. Так что вымысел автора вполне соответствовал реалиям жизни.
Спектакль о гидростроителях пришёл на большие сцены в 59-м году, когда Иркутская ГЭС из категории строящихся перешла в категорию действующих. Но мы пока ещё не вернулись из года пятидесятого и воспользуемся этим, чтобы познакомиться с будущими и первыми исполнителями главных ролей пьесы, сюжет которой был взят, как говорится, на нашем берегу. Честь имеем представить: Кирилл Лавров, возраст 25 лет, актёр Киевского театра имени Леси Украинки, через пять лет обоснуется в Питере, в Большом драматическом театре; его ровесница Юлия Борисова, выпускница театрального училища имени Щукина, второй год на сцене театра имени Вахтангова; Михаил Ульянов, возраст 23 года, только что окончил то же училище, также принят в труппу вахтанговцев; Василий Лановой, ученик девятого класса, через семь лет станет выпускником того же училища. Татьяна Доронина, ей семнадцать лет; в год пуска первых агрегатов Иркутской ГЭС окончит школу-студию имени Немировича-Данченко.
Что же касается самого автора пьесы… Вот что писали о нём и его произведении театральные критики в ту пору: «Драматург, неожиданно исчезнувший из поля нашего зрения, стремительно и триумфально вернулся к своим зрителям. «Иркутская история» — пьеса, взятая из самой жизни, достоверна и жизнеутверждающа. Её персонажи — наши современники, подлинные герои нашего времени. Они узнаваемы и понятны. В этом причина колоссального зрительского успеха. Вот почему каждый театр считает за честь включить новую работу автора в свой репертуар».
Эти слова ещё только будут напечатаны… в год первого десятилетия начала большого строительства на Ангаре. А нам пора возвращаться в наше, третье, тысячелетие, но теперь уже по скоростной электрифицированной магистрали. За окнами новые, построенные в середине 50-х, станции: Кая, Олха, Шелехов… За окнами новые корпуса алюминиевого завода, который в этом году тоже отметит свой юбилей. Летопись, которую начали первые гидростроители Ангары, продолжается.