Опасные гарантии
Власти Иркутской области не пришли к единому мнению относительно проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
Этот законопроект, как поясняют федеральные власти, направлен на изменение методов государственного влияния на туристический бизнес, обеспечение финансовой защиты прав и законных интересов потребителей туристических услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности, а также на уточнение основных понятий законодательства в данной сфере.
Профильный комитет Законодательного собрания Иркутской области, рассмотрев представленный на обсуждение областного парламента законопроект, предложил дать на него в целом положительный отзыв. Однако при этом члены комитета сочли необходимым рекомендовать принимать проект закона только в первом чтении — с тем, чтобы потом через поправки доработать ряд спорных моментов.
Однако сами представители туристического бизнеса, который сегодня считается одним из наиболее перспективных направлений развития нашего региона, не согласились с таким подходом законодателей. Они сочли, что упомянутые спорные моменты в принципе не позволяют принимать закон в таком виде и требуют возвращения проекта на доработку с учётом озвученных замечаний. Камнем же преткновения стала новая глава под названием «Финансовые гарантии», которой предлагается дополнить действующий федеральный закон.
Под финансовыми гарантиями авторы законопроекта понимают банковскую гарантию возмещения убытков или страхование гражданской ответственности. Размер финансовой гарантии, согласно проекту закона, должен составлять десять миллионов рублей для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, и один миллион рублей — для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере внутреннего туризма.
С одной стороны, логика авторов законопроекта понятна: сегодня не редко можно услышать о не слишком добросовестных туристических фирмах, не желающих отвечать перед своими клиентами за неудовлетворительное качество своих услуг и предоставлять соответствующие компенсации. Такой метод регулирования туристического рынка, как финансовые гарантии, мог бы, вероятно, положительно повлиять на эту ситуацию.
Однако палка эта оказалась бы о двух концах — необходимость предоставления финансовых гарантий в таких размерах, которые указаны в законопроекте, просто выдавила бы с рынка небольшие туристические фирмы. Тем более что сегодня в Москве уже обсуждается вопрос о необходимости добавления ещё одного нуля к размерам финансовых гарантий для туроператоров, работающих в сфере международного туризма.
Именно эти нюансы и беспокоят туристическую общественность нашего региона. Очевидно, что данный законопроект может повлечь за собой серьёзные и не слишком радужные последствия. Во-первых, его принятие и реализация приведут к вытеснению с рынка региональных туроператоров крупными московскими фирмами, которые обладают достаточным количеством оборотных средств для обеспечения упомянутых гарантий. Во-вторых, это ознаменовало бы приход на туристический рынок других крупных игроков, которые смогут диктовать там собственные правила. Речь идёт о банковских структурах, которые, согласно данному законопроекту, должны будут обеспечивать финансовые гарантии туристических фирм.
При этом под угрозой окажется и благосостояние многих жителей Иркутской области. Ведь значительная часть жителей байкальского побережья существует только за счёт сдачи в летний сезон жилья приезжим туристам, содержания маленьких семейных гостиниц. Кажется сомнительным, что кто-то из этих людей сможет найти миллион рублей для обеспечения необходимых финансовых гарантий.
Именно по этим причинам представители туристического бизнеса Иркутской области сочли необходимым довольно решительно выступить против принятия данного проекта федерального закона. Большинство депутатов прислушалось к ним и не поддержало положительный отзыв на этот проект. Однако и отрицательный отзыв в правительство тоже не был направлен. Парламентарии сочли, что это бессмысленно, поскольку отзывы субъектов РФ на проекты федеральных законов учитываются лишь в том случае, если и исполнительная, и представительная ветви региональной власти солидарны в своём отношении к ним. В данном же случае было известно, что администрация Иркутской области планировала дать положительный отзыв на обсуждавшийся законопроект.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА