ОАО «РЖД»: реформы на завершающем этапе
В октябре исполнилось три года со дня создания открытого акционерного общества «Российские железные дороги». К этой дате была приурочена видео-пресс-конференция председателя совета директоров ОАО «РЖД», заместителя председателя Правительства Российской Федерации Александра Жукова и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Задать им вопросы смогли журналисты, собравшиеся в 18 студиях управлений железных дорог от Сахалина до Калининграда.
По словам Владимира Якунина, за это относительно короткое время в железнодорожной отрасли произошли существенные изменения: растёт число участников рынка перевозок, развивается конкуренция в сфере грузовых перевозок, изменились отношения с государством и пользователями транспортных услуг. ОАО «РЖД» переживает третий и заключительный этап реформирования — инвестиционный. В его рамках предполагается провести оценку целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры дороги от перевозочной деятельности. Сегодня компания уделяет особое внимание развитию конкуренции в сфере грузовых перевозок и дерегулированию тарифов в конкурентном секторе. И речь идёт прежде всего о создании грузовой операторской компании — дочерней структуры «РЖД», которая сможет конкурировать на равных с частными грузоперевозчиками. Операторская деятельность в сфере грузовых перевозок является для ОАО «РЖД» не только одним из основных видов деятельности, но и важнейшим источником инвестиций в обновлении инфраструктуры и подвижного состава.
И первый вопрос журналистов с Дальнего Востока подтвердил важность темы инвестиций. Это развитие и дальнейшая судьба Байкало-Амурской магистрали. Об этом участникам пресс-конференции рассказал Александр Жуков. Он отметил, что развитие БАМа входит в число первостепенных планов РЖД. «Эта магистраль имеет огромное стратегическое значение для страны в целом, — подчеркнул заместитель председателя правительства. — Ведь в тех территориях, по которым проходит БАМ, разведаны большие запасы природных ресурсов, например, по 25% от российских залежей свинца и меди, около половины находящихся на территории страны запасов цинка». Александр Жуков также отметил, что там находится «более тридцати месторождений углеводородного сырья, наиболее перспективным среди которых является Ковыктинское месторождение».
Сегодня Байкало-Амурская магистраль работает не на полную мощность, но к 2010 году её грузооборот планируется увеличить до 600 миллиардов тонно-километров. В ближайшее время она, по оценкам руководства РЖД, должна стать источником экономического роста всего региона.
Не менее актуален для регионов Восточной Сибири и другой из прозвучавших на пресс-конференции вопросов — о взаимоотношениях Российских железных дорог с китайскими и корейскими партнёрами. В марте 2006 года в Пекине был подписан договор о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров при перевозке экспортно-импортных грузов между Россией и Китаем. На его основе был разработан и направлен генеральному директору корпорации по контейнерным перевозкам МЖД КНР проект договора на управление парком контейнеров дочерней фирмы ОАО «РЖД» «ТрансКонтейнер» на территории Китайской Народной Республики. Договор находится в стадии согласования с китайской стороной. Кроме того, как рассказал журналистам Владимир Якунин, для развития контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали до конца года будет решён вопрос о создании совместной трёхсторонней (Россия, Германия, Китай) логистической компании, работающей в центральных и северо-западных регионах Китая.
Что касается восстановления Транскорейской магистрали, то российской стороне доверено формирование финансового консорциума для привлечения инвестиций в проект, и сейчас в этом направлении ведётся активная работа. Объёмы перевозок к 2010 году могут составить около 5 млн.тонн, но главное — соединение с Транссибом создаст самый короткий в мире транзитный коридор «Азия — Европа — Азия».
На вопрос о перевозках нефти в Китай президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин ответил, что «они будут осуществляться в соответствие с планом действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и КНР. При этом он подчеркнул, что строительство трубопровода не станет причиной прекращения транспортировки нефти по железной дороге, поскольку в железнодорожных цистернах, в отличие от трубы, нефть сохраняет своё первоначальное качество и однородность, и потому владельцы наиболее высококачественных сортов сырья по-прежнему будут заинтересованы в железнодорожных перевозках. К тому же снижение объёмов перевозки нефти в связи с пуском трубопровода будет компенсироваться увеличением перевозки других видов груза (лес, пиломатериалы, руда и др).
Одним из любопытных вопросов, которого подробнее коснулся в беседе Александр Жуков и который вызвал живой интерес у журналистов, касался сохранения льгот студентам и школьникам на проезд железнодорожным транспортом в 2007 году. Ситуация, по словам Владимира Якунина, любопытная, поскольку закон о льготном проезде отменён правительством России ещё два года назад, однако железная дорога по-прежнему предоставляет эти льготы. «С нашей стороны это благотворительность, и хотелось бы, чтобы она была подкреплена законодательно. К тому же в условиях реформирования дорога просто не сможет в дальнейшем позволить себе такую благотворительность, убытки компании от пассажирских перевозок составляют в год почти 50 млрд. рублей», — отметил Владимир Якунин.
Александр Жуков напомнил журналистам, что впервые в федеральном бюджете на 2007 год предусмотрена компенсация убытков ОАО «РЖД» от пассажирских перевозок в объёме 10,9 млрд. рублей, в дальнейшем планируется увеличение этих сумм (в 2008 году — 16,4 млрд. рублей, в 2009 году — 22,6 млрд. рублей). Так что льготы на проезд железнодорожным транспортом на 2007 год скорее всего сохранятся и решение данного вопроса в дальнейшем будет зависеть только от правительства.
Также в ходе беседы обсуждалось обновление локомотивного парка РЖД, сотрудничество с Казахстаном, по территории которого проходит часть магистрали, программа развития скоростного и высокоскоростного движения, перспективы участия в реализации национальных проектов.
Подытоживая разговор на общероссийские темы, начальник Восточно-Сибирской железной дороги Алексей Воротилкин рассказал о ситуации на вверенном ему подразделении РЖД. По словам Алексея Воротилкина, за девять месяцев текущего года основные плановые показатели работы на ВСЖД выполнены, и сегодня дорога по объёмам зарабатываемых средств находится на третьем месте среди семнадцати дорог компании, уступая только Западно-Сибирской и Свердловской дорогам.
Впереди — решение очень сложных и интересных задач. Идёт третий этап реформирования с созданием обособленных подразделений по видам. Только в течение этого года создано несколько новых структурных подразделений дороги: Восточно-Сибирская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров, Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов, Дирекция по управлению терминально-складским комплексом, Восточно-Сибирский региональный центр безопасности, Дорожная дирекция связи, ЗАО «Желдорипотека».
В планах — создание дирекции по вокзальным комплексам, дирекции социальной сферы, дочернего общества в области торговли и общественного питания, грузовой компании и создание совместно с Иркутской областью и Республикой Бурятия акционерных компаний в сфере пригородных перевозок. С 2007 по 2010 год планируется выделение в ДЗО всего ремонтного комплекса пути, включая МПС, создание дочернего общества на базе предприятий, производящего материалы для верхнего строения пути.
Но, несмотря на все идущие изменения, связанные с реформированием дороги, главным, как отметил Алексей Воротилкин, было и есть одно — Восточно-Сибирская дорога остаётся инфраструктурной основой роста региональной экономики и по-прежнему наиболее доступным для населения видом транспорта.