По закону и совести
Доверие людей к третьей власти необходимо укреплять
Пределов совершенствованию нет - это аксиома. Тем более справедливая, когда речь идёт о судебной системе: авторитету этой ветви власти в нашей стране, мягко говоря, ещё есть куда расти. На четвёртой конференции судей Иркутской области, состоявшейся на днях, как раз обсуждались вопросы, от которых зависит эффективность третьей власти.
Председатель совета судей Николай Кулик доложил коллегам, как защищаются сегодня их права и интересы. Благодаря принятым федеральным законам и целевой программе развития судебной системы, статус служителя Фемиды теперь достаточно высок. Труд людей, облачённых в мантию, без сомнения, тяжёлый и ответственный, оплачивается сейчас очень достойно. Да и ушедшим в отставку членам судейского сообщества не приходится влачить жалкое существование, на которое обречены рядовые пенсионеры.
Проблем с поддержанием здоровья у представителей третьей власти тоже уже не существует. Всем и в обязательном порядке оплачивается санаторно-курортное лечение (причём в компании с близкими родственниками), а кроме того, тем, кто не воспользовался правом поправить во время отпуска своё здоровье, предусмотрена компенсация в 25 тысяч рублей. Закон о статусе судей не исполняется сейчас только в одном отношении: из федерального бюджета выделяется недостаточно средств на строительство и приобретение для них квартир. Зато снята проблема с возмещением расходов по аренде жилья: из своего кармана никто из судей, снимающих жилплощадь, не платит.
Всё это радует, ведь защита прав вершителей правосудия, улучшение условий их жизни и работы напрямую связаны с интересами граждан, вынужденных обращаться в суд. Но это лишь одна сторона вопроса об авторитете третьей власти — материальная. Есть и другая — человеческий фактор, качество самого судейского корпуса.
Не секрет, что в последнее время рейтинг профессии судьи стал настолько высоким, что юристы теперь выстраиваются в очередь, чтобы занять, не в обиду будет сказано, столь хлебное место. Так что критический пафос фразы «А судьи кто?» должен бы уже, по идее, кануть в Лету. Судьями сегодня имеют право быть только самые лучшие — и в профессиональном, и моральном плане — юристы.
О том, как самоочищается судейское сообщество от недостойных носить высокое звание, рассказала на конференции председатель квалификационной коллегии Галина Елфимова. Прежде всего, отбор кандидатов на должность судьи стал более тщательным. За два года квалификационной коллегией не рекомендовано к назначению сорок кандидатов (заявлений поступило 182). Отказано также двум претендентам на руководящие должности: председателя Братского и заместителя председателя Свердловского суда города Иркутска — у одного кандидата комиссия не выявила необходимых организаторских способностей, другого «забраковала» из-за недостаточно высокого качества собственной судейской работы.
Однако, по мнению Галины Елфимовой, процедура отбора в судьи должна быть ещё на порядок строже. Как в других странах, к примеру, в США, где каждого кандидата «просвечивают» куда более досконально: не остаются в тени ни его личная жизнь, ни поведение с соседями, в быту, в общественных местах. «У нас же, — заявила Галина Васильевна, — некоторые судьи считают, что вне работы можно вести себя как хочется».
Есть и такие, кого приходится привлекать к дисциплинарной ответственности за грубость, недостойное поведение даже во время судебного процесса. В Ольхонском районе, например, судья не просто отказала гражданке, ходатайствующей о вызове свидетелей на заседание, но и позволила себе реплики типа: «Где вас таких берут?» и «Вам лечиться надо». За два года в комиссию поступило 1230 жалоб от участников процесса. Председатели же судов зачастую на подобные обращения граждан отвечают, что не усматривают оснований для привлечения своих работников к дисциплинарной ответственности.
Но слишком дорого обходятся обществу и судебные ошибки, и нарушения кодекса судейской этики — расплачиваться за них приходится авторитетом третьей власти. В последнее время квалификационной комиссией досрочно прекращены полномочия четверых судей. Есть даже факты, когда судьи в отставке за дискредитирующее поведение исключены из судейского сообщества.
Не случайно в некоторых областях суды стали практиковать слушание дел под аудиозапись — и сразу сократилось число жалоб на неэтичное поведение людей в мантиях. Пора и в Приангарье ввести такой порядок. Он позволит предотвратить ситуации, подобные той, что сложилась в Чунском районе. Участник процесса там пожаловался на судью, встретившего его словами: «А нет ли в вашей сумке магнитофона?»
О необходимости повышать доступность и открытость суда, укреплять доверие к третьей власти в общественном сознании говорил в своём выступлении на конференции главный федеральный инспектор в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском округе Константин Зайцев.
И всё же в большинстве своём люди, облачённые в мантию, на протяжении всей своей службы не забывают о клятве, которую дают, вступая в должность: судить по закону и совести. Недаром за два отчётных года восемь членов судейского сообщества рекомендованы к присвоению им почётного звания «Заслуженный юрист РФ», ещё четверо — к вручению государственных наград. Да и началась конференция с приятного: начальник управления судебного департамента Иркутской области Николай Новокрещёнов вручил председателю Куйбышевского суда Иркутска Ольге Кочержинской знак «Почётный работник судебной системы РФ», а председателю Жигаловского Галине Коноваловой — медаль «За заслуги перед судебной системой».
Большинством голосов конференция избрала руководителем совета судей Иркутской области на новый срок председателя Ангарского городского суда Наталью Суханову.