Право на землю
Завершился очередной этап «земельного» противостояния
Вопрос, кому должны принадлежать неразграниченные земли Иркутска, остаётся открытым. 25 октября на сессии областного парламента завершился очередной этап «земельного» противостояния областной администрации и мэрии города. Законопроект о вопросах использования и охраны земель в Иркутской области принят в первом чтении. Теперь судьба спорной поправки о собственности «ничьих» земель - в руках рабочей группы.
Впервые тема передачи неразграниченных земель в собственность области возникла в июне 2006 года. Тогда губернатор внёс на рассмотрение депутатов Законодательного собрания Иркутской области проект закона «О распоряжении земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена». Областная администрация опиралась на новый Земельный кодекс, который разрешает субъекту федерации претендовать на неразграниченные земли муниципалитета. Кстати, в Иркутске собственность разграничена на 11% земель, так что цена вопроса достаточно высока.
В июне Дума Иркутска обратилась к депутатам ЗС (в частности — к фракции «Единая Россия») с просьбой отклонить проект закона. Против законопроекта выступила и ассоциация муниципальных образований Иркутской области. Областной парламент согласился с мнением муниципалов и отклонил документ. Официальная формулировка: проект недостаточно проработан (не прописаны механизмы передачи земель).
В августе 2006 года глава комитета ЗС по собственности и экономической политике Максим Сурнин разработал новый проект закона, который повторял губернаторский, однако более чётко прописывал механизмы перехода земель с муниципального уровня на областной и обозначал, какой областной орган власти будет заниматься землями. Однако Максим Сурнин не стал вносить этот документ на рассмотрение коллег, так как администрация области уже разработала новый законопроект. Теперь он назывался «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» и формально не был «привязан» к городу Иркутску (в своё время парламентарии высказывали недоумение, почему проект закона касается только одного муниципалитета области). Законопроект действительно определяет, каким образом будут использоваться и охраняться земли в Иркутской области. Но сюда же перенесена и норма из предыдущего проекта — о передаче области права на распоряжение неразграниченными землями.
Проект закона был рассмотрен на комитете по собственности 16 октября. Тогда же было вынесено решение: рекомендовать сессии принять законопроект в первом чтении и создать согласительную комиссию по урегулированию спорного пункта. Мэрия отреагировала немедленно. 17 октября была созвана внеочередная Дума города, которая решила обратиться к политическим партиям и парламенту с просьбой вновь, как и в июне, отклонить законопроект. В ответ 19 октября губернатор области представил проект на суд общественных деятелей региона, которые заявили о согласии с администрацией области. Наконец, 24 октября на заседании фракции ЗС «Единая Россия» было принято решение поддержать инициативу о принятии законопроекта в первом чтении. Однако единороссы заявили, что ставить точку в земельном вопросе рано. И рекомендовали после принятия законопроекта опубликовать его в СМИ, чтобы своё слово сказала общественность города и области. Областной парламент принял проект в первом чтении и сформировал рабочую группу, в которую вошли представители администрации области и города, ЗС, Думы Иркутска и муниципалитетов региона. Эта группа должна будет решить судьбу нормы о передаче земель.
Между тем стороны уже озвучили основные аргументы за и против передачи земель области, которые позволят людям оценить, чья позиция более соответствует интересам горожан. Администрация области считает, что передача земель в распоряжение региона даст толчок развитию в Иркутске национального проекта «Доступное жильё». Чиновники уверены, что как только областные власти займутся землями столицы области, в городе увеличатся темпы строительства жилья, а квадратный метр станет дешевле. Исполнительная власть ссылается на то, что в 30 регионах РФ местные власти уже передали полномочия на неразграниченные земли областным властям. Собственно, этим заявлением список доводов обладминистрации и завершается. Чиновники пока не могут объяснить, какие тайные экономические законы связывают переход «общих» земель в ведение региона и динамику цен на квадратные метры. Впрочем, заместитель губернатора Анатолий Никитин предложил не утруждать себя деталями, а смотреть на проект «шире». «Законопроект — первый шаг масштабной работы администрации к созданию более эффективных взаимоотношений региональных и областных властей в земельных вопросах», — заявил чиновник.
Мэрия города, напротив, убеждена, что если это и шаг, то определённо — назад. «Этот закон потребует целого пакета подзаконных актов, — считает мэр Иркутска Владимир Якубовский. — Мы просто отбросим город в вопросах строительства жилья минимум на три года назад. Передача земель новым распорядителям сломает отлаженную систему жилищной политики и распоряжения землями, которая создана в Иркутске». Надо отметить, что существует федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А он чётко определяет: полномочия по распоряжению земельными участками находятся в ведении местной администрации. «По сути, областные власти пытаются лишить нас законного права управлять землями», — убеждён Владимир Якубовский.
Насколько эффективно мэрия распоряжается своими полномочиями, говорят цифры. В последние годы Иркутск вышел из строительной «ямы» и постепенно наращивает объёмы жилищного строительства. Для сравнения: шесть лет назад в городе было сдано только 56 тыс. кв. м жилья, в 2005 — уже 161 кв.м. До конца 2006 года планируется ввести не менее 200 тыс. кв. м, а в 2007 — 250 тыс. В последние годы около 100 млн. рублей поступило в городской бюджет как плата за земли, у которых ранее не был определён собственник. В городе работают программы переселения из ветхого жилья и обеспечения жильём молодых. По последней в 2005 году из бюджета города было выделено 1 млн. рублей, в 2006 — 7 млн., в 2007 планируется не менее 24,6 млн. Предполагается, что новые квартиры по льготной системе смогут приобрести не менее 140 — 145 семей.
Владимир Якубовский заявил, что в Иркутске успешно работают несколько программ по развитию жилищной инфраструктуры. Более того, город готов сотрудничать с региональными властями по этой проблеме. «Давайте сделаем совместные программы и будем работать. Но зачем для этого изымать земли?», — заявил глава города. Депутаты городской Думы внесли предложение об организации при городском парламенте постоянно работающей комиссии по реализации федерального проекта «Доступное жильё».
Надо отметить, что точку зрения мэрии Иркутска разделяет и ряд парламентариев Заксобрания. Спикер ЗС Виктор Круглов, выступая на Думе города, отметил, что, по его личному мнению, полномочия у Иркутска изымать нецелесообразно. Вице-спикер Геннадий Истомин заявил, что пока не видит, каким образом областные власти намерены придать ускорение процессу строительства жилья путём изъятия земель у города. Это мнение поддержали и депутаты гордумы. В частности, было высказано предложение об анализе опыта тех регионов, где уже переданы земли на областной уровень. Парламентарии предложили выяснить, привела ли такая передача к значительному росту жилищного строительства.
Владимир Якубовский убеждён, что конструктивную работу двух ветвей власти можно построить без таких радикальных мер, как изъятие у города большой массы земельных участков. «Мэрия заявляла ранее и заявляет сейчас: мы готовы работать совместно с областной администрацией. Город крайне заинтересован в том, чтобы люди получили жильё, которое будет дешёвым и доступным. Но не надо связывать нам руки и лишать самостоятельности в решении жилищной проблемы. И Иркутск, и область при таком подходе только потеряют», — сказал мэр.
На сессии ЗС было принято решение о том, что проект закона будет представлен на суд общественности — документ, принятый в первом чтении, опубликуют в СМИ. Наши корреспонденты провели опрос жителей города о том, нужно ли передавать земли Иркутска области. Как оказалось, иркутяне сомневаются в том, что передача полномочий даст тот эффект, который ожидает областная администрация.
Ирина Ивановна Савенкова, 60 лет, предместье Рабочее:
— От нас мало что зависит — там, в области, и без нас решат, всё поделят, а людям потом негде жить будет, потому что перестанут строить жилые дома, программы все свернут.
Иван Семёнов, 29 лет, м/р Первомайский:
— Какая, по сути, разница, кто будет распоряжаться этими землями? Мне лично нужно получить возможность за мои деньги, не самые большие, купить квартиру. Ну или хотя бы снимать за нормальную цену. У меня жена и сын, живём мы с родителями. Что-то мне не верится, что область получит эти земли и тут же займется моими жилищными проблемами. Скорее, у неё свои личные «виды» на эти земли.
Ольга Рихванова, 50 лет, Академгородок:
— Областные власти принимают решения, исходя из каких-то своих интересов, жителей никто и не спрашивает, и уж тем более никаких объяснений, зачем это нужно и чем это выгодно горожанам, область давать не будет. Ведь так?
Анатолий Холодин, 42 года, Академгородок:
— Конечно, логичнее, когда землями распоряжаются власти Иркутска. А иначе зачем нам администрация города? Это уже группа свадебных генералов получается, а не власть. Другое дело, если администрация считает, что город плохо управляется с землями. Для этого существует контроль, и губернатор может проверить, как работает мэрия. Но отнимать инструменты управления не стоит.