Бюджет с неизвестными
В среду Законодательное собрание Иркутской области приняло бюджет 2007 года в первом чтении. Это первый бюджет за последние годы, в котором, по мнению экспертов, обладминистрация предусмотрела максимум налоговых доходов. При этом денег на все расходные обязательства всё равно не хватает. По разным подсчётам, общая сумма недостачи составляет от 3 до 22 млрд. рублей. Перед первым чтением депутаты и губернатор должны были подписать закрытый протокол, обязывающий главу региона до 25 мая 2007 года изыскать дополнительно порядка 6 млрд. рублей, но документ так и не появился.
Бюджет на 2007 год поступил в Заксобрание в октябре. Его рассматривали практически все комитеты и комиссии, фракции и депутатские группы регионального парламента. При внесении главного финансового документа области представители обладминистрации демонстрировали оптимизм. В частности, на пресс-конференции в начале октября замгубернатора Сергей Воронов, курирующий финансы в области, назвал беспрецедентно высокой планируемую на следующий год сумму финансовой поддержки из федерального центра (около 7,5 млрд. рублей). Уже на комитетах и общественных слушаниях выяснилось, что поводов для оптимизма очень мало — практически никто из наблюдателей и экспертов не дал положительных отзывов на бюджет (параметры консолидированного бюджета 2007 см. в таблице 3).
Обладминистрация под давлением депутатов была вынуждена перевнести проект бюджета 2007 года. Уточнённые параметры консолидированного бюджета составили: доходы — 50,23 млрд. рублей, расходы — 54,56 млрд. Изменения коснулись главным образом расходов (при сохранении общего уровня специалисты главного финансового управления области (ГФУ) просто «перекинули» часть расходов с одних статей на другие). В то же время доходы бюджета были увеличены не за счёт прогноза налоговых поступлений — обладминистрация просто повысила дефицит областной казны до 15% (предельно допустимый уровень по Бюджетному кодексу), а в качестве источника его погашения предусмотрела дополнительный выпуск областных долговых обязательств в следующем году. Объёмы долговых обязательств на 1 января 2008 года составят 11,455 млрд. рублей, или 37,8% от объёма собственных доходов областного бюджета (о проблеме госдолга читайте текст в следующем номере «Конкурента»). Критику бюджета можно разделить на две группы: о доходах и о расходах.
Доходный максимализм
По словам Сергея Воронова, на налоговые доходы в следующем году негативно повлияют изменения в налоговом законодательстве — область теряет порядка 800 млн. рублей. В то же время, по мнению замгубернатора, свою роль сыграет приток инвестиций в этом году, вызванный как процессом объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО), так и усилиями администрации региона.
На заседании комитета по собственности и экономической политике 16 октября Контрольно-счётная палата (КСП) представила заключение на проект бюджета- 2007. В нём сказано, что прогноз налоговых доходов чересчур оптимистичен. В частности, прогноз поступлений второго по значимости в областном бюджете налога на прибыль (около 37% от налоговых доходов бюджета) основывается на инвестиционном сценарии прогноза социально-экономического развития, который предполагает рост валового регионального продукта (ВРП) в следующем году на 8,2% (см. таблицу 1). В то же время, по данным КСП, самый высокий темп роста ВРП в последние годы составлял немногим более 5%. При этом, как считают аудиторы КСП, в прошлые годы переплаты по налогу на прибыль были связаны с «эффектом ЮКОСа» (предприниматели, боясь уголовного преследования, старались увеличивать платежи по этому налогу) и авансовыми платежами компаний, которые в будущем будут либо возвращены на их расчётные счета, либо зачтены в счёт других налогов.
Спикер Заксобрания Виктор Круглов добавил, что на сегодняшний день возможности роста мощностей предприятий на территории региона исчерпаны — они загружены на 100%, а мировая конъюнктура не предполагает резких взлётов цен на ресурсы и продукцию металлургической отрасли — основных статей внешнеэкономической деятельности крупнейших предприятий области — в следующем году.
Начальник отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Иркутской области и УОБАО Елена Каргина ещё больше добавила пессимизма. По её данным, на 1 октября 2006 года предприятия региона переплатили в бюджет области 1,4 млрд. рублей по налогу на прибыль. «Исходя из практики последних лет, в следующем году сумма возврата может составить около 200 млн. рублей», — считает Каргина. В то же время зампред бюджетного комитета Павел Зорин не исключает ситуации, когда придётся возвращать весь объём переплаты по налогу на прибыль уже в следующем году, что существенно сократит доходную часть бюджета.
Елена Каргина добавляет, что общий прогноз налоговиков по поступлениям налога на прибыль на 500 млн. меньше, чем заявлено в проекте бюджета. При этом «крупнейшие» налогоплательщики (15 компаний, которые формируют более 30% поступлений в бюджет области) за первое полугодие снизили на 44% (2,5 млрд. руб.) налоговую базу. Фактические поступления от «крупнейших», с учётом структурных подразделений ФПГ, которые не предоставляют декларации, но выплачивают налоги, за первые шесть месяцев 2006 года упали на 10%. И инвестиции этого года вряд ли помогут. Хотя только за первое полугодие 2006 года инвесторы вложили в регион порядка 29 млрд. рублей (за аналогичный период прошлого года — 8), 83% из них — долгосрочные финансовые вложения и в следующем году на налоговые отчисления влиять не будут. «Увеличение объёма инвестиций, — считает Каргина, — это не тенденция ряда лет, исходя из которой можно делать прогнозы на долгосрочную перспективу».
Не менее пессимистичный прогноз даёт налоговая и по НДФЛ (44% в налоговых доходах бюджета), и по налогу на имущество организаций. Общие расхождения УФНС и областной администрации составляют около 1,5 млрд. рублей не в пользу последней (см. таблицу 2). Правда, сама же Каргина говорит, что налоговая не ставит под сомнение расчёты обладминистрации. Просто оба ведомства пользуются разными методиками: УФНС основывается на инерционном варианте прогноза социально-экономического развития региона, а финансисты региональной администрации — на инвестиционном.
Геннадий Истомин также предлагает не пугаться прогноза налоговой. По его словам, уже три года подряд прогнозируемые доходы бюджета намного ниже фактических — если в 2004 и 2005 гг. они отличались на 10 млрд. рублей, то в 2006 предполагаемое различие уже достигло почти четырёх млрд. В то же время и Истомин, и Павел Зорин говорят о том, что 2007 год — первый, когда доходы бюджета не занижаются искусственно. «Обратите внимание, что раньше КСП критиковала администрацию области за регулярное занижение доходов, — поясняет Зорин, — но в бюджете 2007 года (КСП и налоговая это подтвердили) заложен максимальный уровень налоговых доходов, именно поэтому его и называют напряжённым для исполнения». Если перевести на русский язык слова депутатов, то получается, что в проекте бюджета налоговые доходы заложены по максимуму, при этом велик риск, что части доходов областной бюджет просто не дождётся. Администрация так публично и не сказала, откуда будет покрывать возможные выпадающие доходы, если план по налоговым сборам выполнить не удастся.
Расходы трещат по швам
Не меньше претензий было у экспертов, депутатов и общественности к расходной части бюджета. В частности, в бюджете предусмотрены расходы на повышение зарплат бюджетникам (правительство РФ предусмотрело индексацию в сентябре 2006 года на 11%, в мае 2007 — на 15% — «Конкурент») только на пять месяцев 2007 года. Нет средств на исполнение ряда социальных законов, принятых на первой октябрьской сессии Заксобрания в этом году, целевых программ, субвенций на образование и т.д. Общий объём неучтённых обязательных расходов составил, по подсчётам «Конкурента», около 5,5 млрд. рублей.
По мнению экспертов, нынешний бюджет нельзя назвать социально ориентированным (не говоря уже о так называемом «бюджете развития», когда средства тратятся на капитальные расходы и инвестиционные программы). Представитель облсовпрофа в Заксобрании Валерий Лукин и вовсе начал свою оценку бюджета и его расходов с фразы: «из предоставленной нам информации мы видим, что, по-видимому, жить мы лучше не будем и веселее нам тоже не будет». Он считает, что бюджет 2007 года не соответствует приоритетам программы социально-экономического развития (ПСЭР) на 2006 — 2010 годы, принятой на первой октябрьской сессии. По словам Лукина, в программе главным приоритетным направлением объявляется «улучшение качества жизни населения», и отмечено, что зарплата бюджетников в области на 33% ниже, чем в среднем по региону. «В то же время в проекте бюджета 2007 года предусматриваются расходы на сентябрьское и майское повышения зарплат бюджетникам только на пять месяцев 2007 года. А потом что?»
Нашёл Валерий Лукин и другие несоответствия между ПСЭР и бюджетом-2007. «Например, в ПСЭР, а также лично губернатором Александром Тишаниным заявлено, что к первому июля следующего года в Байкальске будет создана замкнутая система очистных сооружений», — говорит он. Однако, по словам полпреда профсоюзов, при необходимых 200 млн. рублей для окончания строительства, в бюджете заложены 20 млн., и уже сегодня можно констатировать, что реконструкция очистных не будет закончена в сроки. «А социальные последствия этого будут почище, чем в Бирюсе», — пригрозил Лукин и высказал точку зрения профсоюзов, исходя из которой бюджет в таком виде принимать нельзя.
Ритуальные фразы
Фактически ничего конкретного на критику обладминистрация не ответила. По поводу нехватки собственных налоговых доходов замгубернатора Сергей Воронов ответил, что сама существующая система их распределения между бюджетами регионов и федерацией несправедлива: «Жаль, что здесь нет депутатов Госдумы, так как именно принятые ими решения ставят нас в прокрустово ложе законодательных норм. Сегодня налоговый потенциал региона значительно выше, чем налоговая отдача». По мнению Воронова, именно существующая практика изъятия доходов с территорий регионов не даёт им полностью закрывать свои потребности. По словам замгубернатора, задача обладминстрации — «выйти на такой режим работы с федерацией, чтобы потребовать от них изменить немыслимые налоговые формулы и возвратить нам выпадающие налоги или компенсировать их». В остальном же его предложения сводились к тому, чтобы «совместными усилиями», «консолидированно» и т.д. предпринимать усилия по росту налоговой базы региона.
Однако ставшие ритуальными обвинения в адрес федерального центра предъявляла ещё администрация предыдущего губернатора, и они ни к чему не привели. В ответ на пафосные выступления Воронова депутаты предложили администрации активней взаимодействовать с финансово-промышленными группами (ФПГ), чьи предприятия работают на территории региона. По мнению законодателей, ФПГ выводят с территории количество налогов достаточное, чтобы область покрыла дефицит бюджетных средств.
Секретные неудачи
По неофициальной информации «Конкурента», Заксобрание и губернатор перед первым чтением бюджета должны были подписать закрытый протокол. В нём депутаты соглашались принять бюджет в предложенном администрацией виде и не отклонять его. Губернатор брал на себя обязательства до 25 мая 2007 года изыскать недостающие средства в бюджет. По разным оценкам, денег не хватает от 3 млрд. (расчёты ГФУ) до 22 млрд. (если сюда включать кредиторскую задолженность муниципалитетов и ещё ряд расходных обязательств). Депутаты и администрация сошлись на сумме порядка 6 млрд. рублей, которых не хватает на первоочередные расходы. Именно эти деньги губернатор должен был найти до мая 2007 года.
Протокол собирались подписать при нулевом чтении за день до сессии. Как рассказал один из законодателей, перед этим спикер Виктор Круглов в ходе личной встречи должен был согласовать с Александром Тишаниным конкретную сумму. Однако сам Виктор Круглов заявил корреспонденту «Конкурента», что на личной встрече с Тишаниным он и не должен был поднимать тему о 6 млрд. «Мы обсуждали проблемы бюджета, — пояснил он, — у нас есть взаимопонимание с исполнительной властью, но вопрос о конкретной сумме не поднимался. Я знаю, что объём необходимых средств обсуждался депутатами на комитетах, комиссиях и совещаниях, но единого решения депутатским корпусом выработано не было».
Депутаты всё-таки проголосовали за бюджет в первом чтении. Как пояснил Геннадий Истомин, иначе главный финансовый документ не был бы принят до 1 января 2007 года, а это влечёт за собой репрессивные меры со стороны Минфина, например, снижение поступлений из федерального бюджета. В постановлении по поводу принятия бюджета народные избранники предложили обладминистрации до 25 мая 2007 года изыскать средства, необходимые для исполнения недостающих расходных обязательств, но необходимую сумму не указали. Мнение коллег выразил лидер обкома КПРФ Сергей Левченко, который заявил, что если 25 мая обладминистрация найдёт дополнительно один рубль, это тоже будет считаться выполнением поручения законодателей: «А как мы будем в глаза избирателям смотреть?» Таким образом, приняв бюджет 2007 года без гарантий от губернатора, Заксобрание сделало себя заложником обладминистрации.
Между тем, по информации «Конкурента», в региональной администрации всё же надеются на соглашения с ФПГ, которые должны принести порядка 6 млрд. рублей в следующем году. Непонятно пока, будут это дополнительные налоговые отчисления или расходы на социальные программы. Кроме того, на сессии Сергей Воронов заявил, что в следующем году может быть реализован многострадальный 11-процентный пакет акций ВЧНГ за сумму не менее 2 млрд. Все этим меры, по мнению чиновников, могут помочь избежать бюджетного кризиса в 2007 году.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА
* БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В 2005-2006 ГОДАХ ОТРАЖЕНЫ С УЧЁТОМ СУММ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ В УОБАО В СООТВЕТСТВИИ С БЮДЖЕТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ |