издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Белые вороны

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, заслуженный работник культуры России, режиссёр ангарского театра «Чудак»

Раз на спектакль театра «Чудак» в Ангарске угодил испанский драматург Луис Гарсиа Матилья. И пьеса, к слову говоря, для встречи с ним попалась испанская: «Любовь дона Перлимплина» Лорки. По окончании спектакля гость из Мадрида беседовал со зрителями. И спросили его среди прочего: «Есть ли в Испании такие театры, как «Чудак»?». «Нет, - ответил мадридец со знанием дела, - в Испании их некому содержать».

Сегодня, когда коммерция и в нашей стране протянула свои цепкие щупальца во все уголки, когда даже такие сугубо некоммерческие структуры, как любительские театры, вынуждены выживать, изыскивать крохи для своего спасения, исхитряться, дабы уцелеть на рыночных ветрах, «испанская ситуация» стала и всем нам хорошо знакомой. Многие в России не выдержали рыночного натиска. Как выразился один коллега из Калининграда, «по стране прошёл мор народных театров». Наши плацдармы обкусываются со всех сторон, дело скукоживается. Теперь надо выживать, зашибать деньгу, бороться за существование. Людям не до театра. Материя, конечно, побеждает. Для духа остаются лишь жалкие закоулки. Слышу, именитый артист хвастает по ТВ, что в его детях есть дорогая его сердцу жуликоватость — не пропадут! Вот и нам без жуликоватости не прожить, хотя дано это свойство природой, само собой, не всем. Железный зажим рыночных тисков выдерживают лишь самые стойкие.

Как выглядит на этом всероссийском фоне наша Иркутская область? Всеми правдами и неправдами, хитростями и бесхитростностью, преодолениями и терпением наша армада любительских театров каким-то чудом живёт, творит и озаряет своим светом порой унылые пейзажи нашей действительности. Да ещё и сохраняет видовое разнообразие. Есть среди любителей театры драматические, музыкальные, поэтические, кукольные, детские, театры миниатюр, есть театры домашние, семейные… Но всё это происходит, как принято говорить в таких случаях, не «благодаря», а «вопреки». Вопреки повальному безденежью, загнанности культуры в самый дальний угол, невниманию и равнодушию тех, от кого хоть что-то да зависит.

В Иркутске и Ангарске, Усолье-Сибирском и Железногорске, в Голумети и в Казачинском, в Чуне и Магистральном, в Нижнеудинске и Мишелёвке любительские театры существуют! Живут! И порой даже взлетают на гребень! Как же им это удаётся? Где-то крыша, под которой они живут, спасает, руководство культучреждений не убирает из-под них своё спасительное плечо. Где-то театры устраивают «чёс» по спонсорам; своего Джорджа Сороса у любительских театров нет, но кто-то всё же бросает благотворительную монету в протянутую шляпу. Где-то, одолевая бедность и нищету, театры неистово соображают, как выкрутиться и не сгинуть с лица земли. Одна режиссёр-земляк делилась как-то, что добыла раз у руководства деньги на поездку своего театра через знакомого, представьте себе, шамана.

И фестивали любительских театров множатся. «Театральная весна на БАМе», «Театральная деревня», «Сибирская рампа» набирают силу и живительные соки. Грядёт областной фестиваль любительских кукольных театров.

Только что прошумел в Иркутске в седьмой раз фестиваль «Прикосновение к классике», примыкающий к «Сиянию России». В праздничной атмосфере доброжелательства, радости взаимообщения, встречи с чуткими, заинтересованными зрителями собрались под фестивальным стягом населённый подростками, ведомыми Антониной Ворошиловой, театр «Чапля» из Шелехова, студенты юридического факультета Иркутского госуниверситета, которых пестует на сценической ниве известный артист Александр Братенков, театр областного Центра народного творчества и досуга, возглавляемый Александром Гречманом, «Современник» Валентины Таскаевой из Магистрального, «Чудак» из Ангарска. На фестивальные подмостки явились персонажи Чехова, Крылова, Вампилова, Тэффи, Лемма… Красное место на афише на этот раз занял Валентин Распутин, чьи прозаические произведения давно облюбованы театрами как кладезь напряжённого нравственного поиска и душевного очищения.

Покорившим всех событием стал представленный на фестивальных подмостках посёлком Магистральный спектакль по распутинской повести «Последний срок». Тут хочется употребить далёкий от театроведения термин: сногсшибательное событие. Фестиваль называется деликатным и, думается, верно найденным словом — «Прикосновение». Но любители сцены из Магистрального зримо одолели этот рубеж. Их создание — это не прикосновение, но глубинное погружение в повесть земляка-классика и вслед за ним в жизнь, увиденную пристальным взглядом — без прикрас, но с неиссякаемой любовью к людям, что являют собой соль земли.

«Игра» — не ругательное для лицедеев слово, их искусство и состоит в игре. Но спектаклю «Современника» из Магистрального и это слово не совсем подходит. Это не игра, а исповедь, напоенная предельной искренностью, высокого градуса достоверностью, той безыскусностью, что дороже новомодных изысков. Это как возвращение к земле, к истине, к правде, не затуманенной оговорками. Это тот счастливый и редкий случай, когда между исполнителем роли и персонажем воистину иголки не просунуть. Кто это: Валентина Воробьёва, Людмила Корженевская, Пётр Нейхц, Владимир Маренич или их герои?… По-хорошему, список надо длить до конца программки. Даже совсем юная, буквально девочка Марина Степанова-Нинка подключена к этой кровеносной системе без отторжения. И как назвать, чтобы не ошибиться, создателя этого чуда Валентину Таскаеву, мастерицу плести сценическую вязь? Режиссёром или, может быть, путеводителем по людским душам? Осмеливаюсь говорить очень высокие слова, но они не покажутся таковыми тем, кто заполнил в этот день фестивальный зал. Даже известный критик-знаток, славящийся своим скептицизмом, съевший всех собак в этом деле, угодить которому практически невозможно, когда вышел говорить об этом спектакле, откровенно ревел и долго, сглатывая слёзы, не мог произнести ни слова…

К слову, и этому театру живётся вовсе не сладко. Стена в клубе перестала быть фактически стеной и превратилась в решето, сквозь которое можно созерцать окрестности, и ремонта не предвидится. Причина та же. Как сообщил недавно еженедельник «Аргументы и факты», согласно программе «Культура России 2006 — 2010», среднему российскому клубу достаётся 120 рублей в год…

Могучий груз удерживают на своих плечах артисты-любители. Они и всегда-то были подвижниками и бессребрениками. Сегодня, когда все вынуждены метаться в добыче лишней монеты, цена их бескорыстия и преданности неоплачиваемым подмосткам гигантски возросла. Есть среди лицедеев-дилетантов такие удивительные феномены, как Татьяна Шляпнева из ангарского «Чудака»: она в театре 41 год, беспрерывно, сыграла на любительской сцене 92 роли. Право, закачаешься!

Есть, есть у любительских театров и преданные зрители, которые хорошо знают, зачем открывают эти двери. В профессиональные театры они идут наслаждаться мастерством, а в любительские театральные отсеки — за выплесками души и искренности. И нередко находят искомое и ожидаемое. Как сказал однажды многолетний руководитель Иркутской театральной лаборатории Л.А.Новский про любителей: «Они даже и наигрывают искренне».

Любительским театрам земли иркутской, прямо скажем, повезло с шефом, с патроном. Пост главного специалиста по народным театрам в областном Центре народного творчества и досуга уже не одно десятилетие занимает Валерий Кирюнин, человек, лёгкий на подъём, отзывчивый на новые инициативы, энергичный и предприимчивый, да и просто влюблённый в театр со всеми его и радостями и передрягами. Его знают все наши театральные волости, да и он знает всех. Он сам горит и способен зажечь других. Его усилиями и подвижническим усердием живы многие традиции нашего дела и то и дело зажигаются новые огоньки на театральном пространстве. Как любит приговаривать один телеведущий, не хотелось бы никого обижать, но в центрах народного творчества в других краях и областях на этом посту доводилось видеть таких амёб, от которых ожидать абсолютно нечего. А в руках Иркутска тут золотое богатство.

На один из фестивалей «Театральная осень на Байкале» приехал однажды театр с примечательным названием «Белая ворона». Как хорошо и точно придумано! Пожалуй, все любительские театры сегодня — это белые вороны. Но — и белые вороны летают!

«Театр — не имитация жизни. Это жизнь», — высказался один драматург. Чудится, что к любительским театрам это относится самым непосредственным образом.

В завершение фестиваля «Прикосновение к классике» театрам-участникам вручили статуэтки — выразительные фигуры, устремлённые ввысь, изготовленные аж в Англии. Необычные сувениры с тщанием и любовью изыскали организаторы фестиваля. И назвали их: планида. У любительских театров, понятно, своя планида. Но разве не стоит их заметить и поддержать?

НА СНИМКЕ: сцена из спектакля по повести В. Распутина «Последний срок» театра п. Магистральный

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры