издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как преодолеть стереотипы?

В Нижнеилимском районе ищут пути решения проблем ведомственной медицины

  • Автор: Анна НИКОЛАЕВА

Железнодорожная больница Нижнеилимска видна с любой точки города и прекрасно известна местному населению как самая комфортабельная, хорошо оснащённая и удобно расположенная. А ещё не секрет для большинства жителей города те перемены в деятельности больницы, которые связаны с реформированием отраслевой медицины.

Для тех, кто не совсем в курсе, объясним лишний раз. Ещё несколько лет назад и ведомственная, например железнодорожная, и муниципальная медицина была государственной, то есть бюджетно-страховой. Три года назад железная дорога акционировалась, стала коммерческой, частной структурой. Городские больницы остались государственными, а ведомственные после акционирования лишились этого статуса. Сегодня муниципальному здравоохранению поступают деньги по принципу дофинансирования, то есть к страховой обязательной сумме идут доплаты из госбюджета, а в ведомственную медицину не поступает ничего. Получается, что ведомственные больницы, обслуживая не своих людей, а просто горожан, оказывают противоречащую логике благотворительность. Ведь на дофинансирование, то есть на оплату лечения нежелезнодорожников, приходится идти отрасли, в то время как на этих самых нежелезнодорожников идут деньги из госбюджета в городские поликлиники. Вот почему ОАО «РЖД» и восстанавливает справедливость, переводя городских пациентов в городские же больницы.

Но, согласитесь, механически это сделать невозможно. Есть годами функционировавшие здания с оборудованием, рассчитанным на большее количество пациентов, нежели придётся обслуживать теперь. Есть больные, много лет находящиеся под патронажем конкретного железнодорожного врача, ставшего уже почти родственником семьи. Есть медики, которые не хотят терять работу. Есть, в конце концов, просто привычка людей обращаться за медпомощью именно в эту больницу, а не в другую.

Вот почему вопрос перевода пациентов — из разряда человеческого фактора. И уровня компетентности и ведомства (в нашем случае ВСЖД), и муниципалитета. Так как же складываются отношения этих двух структур в Нижнеилимском районе?

Как и положено, медслужба ВСЖД -филиала ОАО «РЖД» обратилась в муниципалитет с предложением оставить всё как есть, а городу просто доплачивать за своих пациентов эту пресловутую межтарифную разницу. Вначале договориться не удалось, и с 1 января будущего года железнодорожная больница планировала вынужденно сокращать 60-коечный круглосуточный стационар.

Вот как комментирует ситуацию главврач больницы Амирбек Габдыбеков:

— С поликлиническим отделением дела обстоят просто: люди могут лечиться, где захотят. И у нас в том числе. На каждого прикреплённого пациента со страховой компании поликлиника будет получать подушевой норматив. А вот стационарное отделение, где лечатся всего около 30% железнодорожников, содержать ведомству затратно. Ещё в сентябре было принято решение о закрытии стационара. Правда, вводятся 20 коек дневного пребывания для железнодорожников. Но это принципиально не решает проблему ни больных, ни медиков. Оповестили персонал о грядущем сокращении. В первую очередь — работников терапевтического и хирургического отделений. Конечно, процесс достаточно болезненный. Многие люди проработали более 20 лет, тем более трудоустроиться в нашем районе очень сложно. А освобождаются специалисты среднего и младшего звена, основная масса — медицинские сёстры. Стараемся отдавать предпочтение тем, кто уже много работал, у кого высокая квалификация. Выбор совсем не велик, и ситуация, повторюсь, очень напряжённая. Хотя многие относятся к происходящему с пониманием.

Поэтому возникла мысль ещё раз обратиться в мэрию уже с другим, более конкретным, предложением: открыть на нашей базе круглосуточный стационар на 20 коек, где могли бы проходить лечение остронуждающиеся. И вот на встрече с главой Нижнеилимского района Семёном Гендельманом удалось предварительно договориться. Я считаю, что это уже маленькая победа. Победа над стереотипами и казённым отношением к делу. Ведь легче было бы отмахнуться: есть указание, зачем ещё идти на какие-то переговоры, открепили бы людей, уволили персонал…

Предложение не возникло из воздуха. Были сделаны предварительные расчёты, исходя из данных переписи населения. Выяснилось, что 90% населения ближайших микрорайонов желают лечиться именно в этой больнице. Пойдя навстречу пожеланиям людей, остановились на том, что муниципалитет арендует существующие площади железнодорожной больницы и трудоустраивает здесь железнодорожный медперсонал, который эти 20 коек и будет обслуживать.

То, что обе стороны исходят из здравого смысла, ищут компромиссные решения, уже хорошо. Будем ждать, как быстро договорённости станут конкретными делами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры