Мы не можем жить без утешительных фантазий
Мы не можем жить без утешительных фантазий… Чуть ли не единственный раз мне звонили, чтобы возмутиться содержанием моей колонки, когда я недостаточно превосходно оценил святого благоверного князя Александра Невского. А остановившая меня буквально на иркутской улице почтенная дама сказала без обиняков: «Вы, наверное, написали правду. Только людям её знать вовсе не нужно».
Я так не считаю. Поэтому — пропадай моя телега, пишем о Юрии Долгоруком.
Символом Москвы и её основателем сын Владимира Мономаха стал, мягко говоря, не в 1147 году. В общем-то, ни один историк в здравом уме об основании нашей столицы в тот год никогда и не говорил. Аккуратно заявлялось о том, что с именем князя Суздальского связано первое упоминание в летописях о Москве. Заметим, в сохранившихся летописях. В пересказах речь шла о каком-то загадочном обеде на берегу Москвы-реки, с которого, видимо, есть-пошёл одноимённый город.
Сочувствую апологетам этой версии, но, вслед за Василием Никитичем Татищевым, позволю себе с ней не согласиться. Оказывается, на берегу реки Смородины уже долгие годы был крупный населённый пункт, в котором стояла родовая усадьба Москва боярина Степана Кучки, богатейшего вассала князя Долгорукого. Вот что писал автор «Истории Российской с самых древнейших времён»: «Юрий, хоть и имел княгиню, любви достойную… но при том многих жён подданных навещал… Между всеми полюбовницами жена тысяцкого суздальского Кучка наиболее им владела…» Стоит ли удивляться, что боярин запер свою жену в домашнюю темницу. И вот тут-то становится ясно, для чего приехал «на Москву» князь. «Юрий… оставя войско… сам с великой яростью наскоро ехал с малыми людьми на реку Москву, где Кучко жил. И, пришед, не испытуя ни о чём, Кучка тотчас убил…» Сыновей убитого боярина схватили и отправили в Суздаль, а дочку Улиту насильно выдали замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского. Тот, позднее, её выгнал и женился вторично, не забыв при этом казнить брата бывшей жены. Конец этой кровавой истории был не менее кровав, но куда более справедлив: через тридцать лет под Владимиром группой заговорщиков, в том числе из окружения князя, Андрей Боголюбский был убит. Летописец пишет: «Главарём же убийц был Пётр, зять Кучки… да Кучковичи — всего числом двадцать». Направляла мстителей Улита.
Что к этому добавить? На фоне других князей, вовсе не ангелов, Юрий Долгорукий, жизнь положивший за киевский престол, отличался нечеловеческой непорядочностью. Но об этом лучше прочитать у историка Игоря Можейко, недавно ушедшего из жизни, и широко известного как писателя Кира Булычёва. А в центре Москвы стоит конный памятник — на лошади, в шлеме из гораздо более позднего периода сидит «основатель города», с нафантазированной (поскольку никаких исторических свидетельств не нашлось) внешностью, устремлённый, без всякого сомнения, в легенду.
В скором времени со стапелей будет спущен новейший атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий». Что хочет этим сказать государство Российское?
Может быть, стоит об этом подумать?