Налогоплательщикам не грозят «карательные меры»
Иркутские налоговики встречают свой пятнадцатый профессиональный праздник под руководством бывшего милиционера. Чуть более месяца назад, 9 октября, УМНС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу возглавил экс-заместитель начальника областного ГУВД полковник милиции в отставке Пётр Ковальчук. По признанию самого главного налоговика области, такое назначение для России беспрецедентно, хотя «для США подобное кадровое решение было бы типичным, там часто налоговые органы возглавляют силовики - бывшие военные и полицейские». Тем не менее внимание журналистов, пришедших на предпраздничную пресс-конференцию, было приковано к персоне нового налогового начальника, который впервые в этом качестве общался с представителями СМИ.
Пётр Ковальчук, 32 года занимавшийся оперативной работой в милиции, стал третьим руководителем УМНС, сменив на этом посту Владимира Васькова, который возглавлял налоговую на протяжении последних девяти лет. Присутствие нового хозяина в кабинете заметно сразу. Вместо старинных икон появились символизирующие неизбежное наказание за нарушение закона меч, наручники и столетней давности папка уголовного дела в рамке за стеклом. «Подарок бывших коллег в связи с назначением в налоговую», — рассказывал Пётр Ковальчук. И тут же оговорился: это не значит, что в своей работе он собирается идти «путём карательных мер».
— Сложно вам после работы в милиции вживаться в роль руководителя налоговой службы? — поинтересовался корреспондент «Конкурента».
— Трудно. Но у меня есть новый взгляд, основанный на опыте оперативника. Не могу сказать, что знаю налоговое законодательство и изучу его в совершенстве. Это должно компенсироваться квалификацией помощников, и здесь сложности создаёт временное отсутствие четырёх замов (кабинеты некоторых иркутских высоких налоговых чинов опустели после отставки Владимира Васькова. — «Конкурент»).
В то же время текучка кадров, по признанию Петра Ковальчука, для УМНС является серьёзной проблемой. На его взгляд, прежде всего, она обусловлена низким уровнем заработной платы. Молодые специалисты, а в УМНС каждый третий — моложе 30 лет, получают жалованье 6-7 тысяч рублей. И 40% сотрудников службы, проработав пять лет, уходят работать в бизнес «на более высокие зарплаты». И иногда с ними приходится встречаться как с противником на судебных заседаниях, добавил он.
А судебная практика у налоговой службы всегда была большой. Только в 2006 году УМНС по Иркутской области представила в арбитраж 1233 заявления с признанием банкротами компаний, задолжавших бюджету 3,3 млрд. рублей. Кроме того, с начала года в прокуратуру налоговиками были направлены материалы на возбуждение 80 уголовных дел, связанных в том числе с преднамеренным банкротством ряда предприятий. По словам Петра Ковальчука, очень скоро эти дела станут достоянием общественности. Правда, глава УМНС не стал называть компании, в отношении руководства которых у налоговиков возникли подозрения в финансовых преступлениях.
Всего же за время работы налоговой службой было мобилизовано в Иркутской области 520 млрд. рублей. За 10 месяцев 2006 года в бюджетную систему было передано 53,2 млрд. рублей, что на 14% выше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам Петра Ковальчука, большую часть прироста налоговых платежей дали поступления от налога на игорный бизнес, на землю и на прибыль. Его обеспечили, к примеру, Усть-Илимский лесопромышленный комплекс и Усть-Илимский деревообрабатывающий завод, которые на начало года прибыли не показывали, отметил он. Теперь около 70% крупных налогоплательщиков, по словам Петра Ковальчука, в финансовых отчётах отражают рентабельную работу. «А с теми, кто прибыль не показывает, будем вести диалог, — многозначительно заметил он. — Хотя хотелось, чтобы работа шла без перегибов. Кто будет вести бизнес, если руки выкручивают?».