Достойная награда
В любой нормальной семье младенец - это и радость, и тревоги. Радость понятна: в жизнь пришёл новый человек. Тревоги же начинаются с того момента, как малыша наконец приносят домой. Тут сразу перед родителями встают вопросы, один труднее другого: как уберечь от инфекций, как наладить грудное вскармливание, нет ли врождённых патологий, которые очень важно заметить сразу, с первых же недель жизни? Да что говорить, своевременный совет педиатра именно в первые недели и месяцы крайне необходим. Но с этим в нашем городе «второго ряда» всегда было трудно. Патронажная сестра - чаще всего молоденькая, не обременённая опытом выпускница местного медицинского училища. Что-то явно бросающееся в глаза, возможно, и заметит, но скрытую от глаз опасность может и проглядеть. Через месяц - «выход в свет»: пришла пора нести малыша на приём к участковому педиатру. А у дверей кабинета - очередь. На подробные расспросы мам или бабушек времени нет - успеть бы измерить, взвесить маленького человечка. При первых признаках любого недомогания - тут же направление в детскую больницу. А детская больница в Черемхове на окраине города, пока доберёшься до неё с грудным малышом, намаешься.
Таковы, в общем, мои воспоминания о той поре, когда пестовала я своих детей, а потом и внуков. С того времени как-то мало интересовалась этой темой. И вдруг с разных сторон только и слышу разговоры об удивительном докторе, который принимает малышей чуть ли не с первого месяца их жизни; и попасть якобы к ней на приём не составляет проблем; и в детскую больницу редко кого посылает. Захотелось во всём убедиться самой. И я отправилась «на приём» к детскому доктору, о котором слава идёт по всему горняцкому городу.
Первое, что приятно удивило: и впрямь никакой очереди с грудничками на руках. Из коридора поликлиники вхожу в комнату ожидания; на дверях врачебного кабинета — табличка: неонатолог Оксана Анатольевна Серёдкина; дни и часы приёма. Разговорилась с молодыми родителями, малышка которых с первого дня своего появления на свет «знает» только Оксану Анатольевну. Доверие мамы и папы к доктору — абсолютное. Потому что в недолгой жизни Анечки уже были один или два «неприятных» момента, ввергавших неопытных родителей в панику и благополучно пережитых вместе с Оксаной Анатольевной. Сейчас тоже нелёгкая пора: у девчушки режутся зубки. Но и эту преходящую сложность они благополучно переживут вместе: десятимесячная Анечка, её мама с папой и их добрый доктор.
И ещё одно наблюдение со стороны. К неонатологу Серёдкиной на приём в тот день, когда с целью познакомиться с ней пришла я, принесли не одну только Анечку. Но никакой нервозности у кабинета я не заметила. И маленьких пациентов не выносили из него, едва успев занести. Со всеми взрослыми там, за дверьми, шёл обстоятельный разговор; каждого малыша внимательно выслушивали, взвешивали, измеряли. Казалось удивительным: от жёсткой нормы времени, утверждённой всеми инструкциями на приём одного маленького пациента, вроде бы врач старалась не отступать. Но выносили от неё малышей успокоенные мамы и бабушки: видно, всё, что нужно было узнать от доктора, они узнавали.
Наконец, унесли домой последнего малыша. И тогда, приоткрыв дверь, попросила разрешения войти я. Передо мной сидела симпатичная, подтянутая молодая женщина. Конечно, первым делом я поинтересовалась, что подвигло её, неонатолога, то бишь детского врача, обычно практикующего в роддомах, поскольку «зона его профессионального интереса» — как раз самые первые дни после рождения ребёнка, так вот, что подвигло её расширить поле своей деятельности и сменить место работы. Оксана Анатольевна, закончив в 1994 году педиатрический факультет тогда Иркутского мединститута (медицинским университетом вуз стал позднее), прошла специализацию по неонатологии в группе доцента Ирины Николаевны Вебер. И, естественно, начала свой самостоятельный путь именно в роддоме. Одну печальную закономерность отследила в первые же годы врачебной практики: здоровых малышей уже с первого года их жизни становилось всё меньше, кривая заболеваемости резко тянулась вверх, как, увы, и детской смертности.
Вот поэтому и решила она: неонатолог принесёт немалую пользу, если выйдет на участок, чтобы страховать новорождённых уже вне стен роддома. В 2002 году она перешла работать в детскую поликлинику N2 нашего города. Вместе с заведующей детским отделением Софьей Каспаровной Гладких они предложили главврачу детской городской больницы Борису Гнеушеву сконцентрировать наблюдение всех детей первого года жизни у неё, врача-неонатолога. Так началось воплощение её идеи в жизнь.
Конечно, многое ей пришлось додумывать, чтобы сделать свой рабочий график максимально удобным для малышей и их родителей. Многое оказалось завязанным в одну цепочку: часы приёма, наличие в поликлинике автотранспорта, поскольку ей приходится выезжать на отдалённые участки, наконец, оптимально организованное место приёма в самой поликлинике. Когда в Черемхове под одну из детских поликлиник отдали новое просторное помещение, именно в нём и открылся её кабинет — для всех новорождённых города.
Решаясь стать именно участковым неонатологом, Оксана Анатольевна не помышляла ни о славе, ни об известности. Просто стремилась тогда, четыре года тому назад, как стремится и сейчас, к тому, чтобы как можно больше жителей горняцкого города переходило через свой годовалый рубеж здоровыми. Но за эти годы был накоплен положительный опыт, создание на базе поликлиники кабинета неонатолога оправдало себя: снизились смертность, заболеваемость среди самых маленьких пациентов. Вот и было решено принять участие в первом всероссийском конкурсе инновационных разработок, прошедшем под девизом «Педиатрия XXI века». Оформили и отправили все необходимые материалы и вскоре получили известие, что вышли в финал. И вот нынешней осенью пришла радостная весть: вышли в десятку победивших проектов. И стала Оксана Анатольевна Серёдкина лауреатом конкурса. В полученном ею в Москве дипломе написано: «За самоотверженность в профессии».
Заслуженная награда. И очень точное определение главного её профессионального качества.