издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шахматисты в Иркутске есть. Клуба нет

  • Автор: Рамиль МУХОМЕТЗЯНОВ, член областной федерации, заместитель председателя Иркутской городской шахматной федерации

Даже по самым скромным прикидкам, в Иркутске не менее двух тысяч любителей шахмат. И это лишь тех, кто готов в той или иной мере выступать в соревнованиях. А сколько таких, кто играть умеет и любит, но делает это в кругу семьи или друзей без выхода на большую арену?

Дело в том, что в 1990-х годах шахматная жизнь в Иркутске стала угасать. Оно и понятно: времена настали трудные, было как-то не до шахмат. Клуб оказался практически не задействован, и очень быстро нашлись желающие воспользоваться этим. При попустительстве С. А. Депчинского, возглавлявшего шахматный клуб, он начал превращаться в карточно-питейное заведение, здорово смахивающее на притон.

Но удивительное дело: вместо того чтобы сменить бестолковое руководство и назначить на пост директора нормального человека, как это обычно бывает в таких случаях, городская власть не нашла ничего лучшего, как вообще закрыть клуб. Интересно, а если бы что-нибудь подобное произошло на стадионе, что, закрыли бы стадион? Или спортзал? Или теннисный корт?

Вот и получилось, что тысячи любителей древней замечательной игры оказались, по сути, без собственного дома. Смутные времена прошли, народ снова потянулся к шахматам — а уже своего дома у шахматистов не было. Правда, забирая помещение, власти пообещали выделить другое, хотя и менее комфортное, понимая, что нельзя оставлять областной центр без очага шахматной культуры.

С тех пор много воды утекло. Всё это время у руля шахматной жизни Иркутска и области находился С. А. Депчинский, явно не соответствовавший такой должности и миссии. Но пару лет назад к руководству Иркутской городской шахматной федерации пришёл совершенно новый человек — М. Е. Арыштаев. Первое, что он сделал, — поднял вопрос о клубе. Встреча с мэром обнадёжила: В. В. Якубовский обещал помочь. И действительно, вскоре им было дано соответствующее распоряжение по этому поводу.

Начались поиски подходящего помещения. Члены городской шахматной федерации, возглавляемые Арыштаевым, объездили весь город и облазили не один подвал. Осмотрели не одно помещение, прежде чем нашлось более или менее подходящее — по улице Тимирязева, 39. Была проведена работа по снятию этого здания с торгов и передаче его в ведение департамента образования, под эгидой которого и собирался функционировать новый клуб. Такое решение было согласовано с заместителем мэра Н. А. Алаевой и начальником департамента образования города В. С. Басюком, которые с первых же шагов поддержали Арыштаева в его деятельности.

Но когда всё это было сделано и оставалось согласовать чисто технические детали, вдруг выяснилось, что на предназначенное клубу помещение претендует шахматное отделение ДЮСШ N1, возглавляемое В. В. Ходько. Хотя раньше ни о чём подобном речи вообще не было. Теперь же вдруг в Иркутской мэрии все разом изменили свою точку зрения, по сути, обманув многочисленных любителей шахмат, обещая им одно, а за их спиной принимая совсем другое решение.

Впрочем, ДЮСШ N1 это здание не досталось. Но и шахматисты города остались ни с чем. Теперь Иркутская городская федерация вынуждена идти другим путём, преодолевая ещё большие сложности: уж слишком сильно подпакостили любителям шахмат С. А. Депчинский и В. В. Ходько. И вот что интересно: сами они ведь палец о палец не ударили, чтобы решить проблему клуба, но как только у М. Е. Арыштаева стало что-то получаться — они тут как тут! Пользуясь своими связями (не зря ведь столько лет находятся при шахматном деле) в областном спорткомитете и в различных администрациях, они готовы пустить под откос всю шахматную жизнь региона, лишь бы только у их соперников ничего не вышло. Как говорится, ни себе, ни людям.

Обидно, что чиновники разных уровней, от которых зависит судьба вопроса, по-прежнему видят перед собой только подобных представителей шахматного мира и считаются только с их мнением, искренне полагая, что все шахматисты-любители — картёжники и алкоголики. На самом деле это совсем не так! К руководству шахматной жизни города наконец-то пришли люди, готовые не на словах, а на деле бороться за права рядовых любителей.

Понятно, что высококвалифицированные шахматисты — мастера и титулованные спортсмены, к которым относятся С. А. Депчинский и В. В. Ходько, — меньше всего страдают от отсутствия клуба. Они и так, как правило, находятся при деле, работая в шахматной сфере. По крайней мере, собрать где-нибудь десяток шахматистов подобного ранга, чтобы провести турнир, больших проблем не составляет. А кто позаботится о сотнях простых шахматистов, которым просто некуда податься? Клуб нужен, он просто необходим, если мы хотим говорить об Иркутске не только как о спортивном, но и как о культурном городе. В любом областном центре Сибири вы найдёте и театры, и музеи, и библиотеки, и шахматные клубы. Нет клуба только в Иркутске.

А ведь когда-то именно своими шахматными традициями славился наш город. Ещё в 1886 году, гораздо раньше, чем где-либо в Сибири, в Иркутске был создан прообраз первого шахматного клуба: в гостинице «Московское подворье» открылась комната для бесплатной игры в шахматы. В 1905 году, опять же впервые в Сибири, появилось зарегистрированное общество любителей шахматной игры. В середине проошлого века Иркутск стал, по сути, столицей шахматной Сибири, настолько часто здесь проводились зональные соревнования на первенство России. А позднее настала очередь и соревнований всесоюзного и международного уровня. Многие именитые гроссмейстеры и мастера побывали в Иркутске, в том числе и чемпионы мира Михаил Ботвинник, Макс Эйве, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов. И ещё напомним о том, что иркутские шахматисты не прекращали свою деятельность даже в годы Великой Отечественной войны: не было пропущено ни одно первенство Иркутска! Так неужели сейчас, в мирное время, мы позволим этому виду спорта зачахнуть? Неужели перечеркнём наше великое прошлое только потому, что кого-то такое положение вполне устраивает?

Не для того регистрировалась Иркутская городская шахматная федерация как общественная организация, чтобы отдать всё на откуп двум или трём «высокопоставленным» шахматистам, которые и действуют-то уже на птичьих правах. Полномочия С. А. Депчинского на посту председателя областной федерации, например, истекли ещё в январе этого года, а сама областная федерация существует только на бумаге. За четыре года члены совета областной федерации так ни разу и не собирались, кроме того случая, когда инициатором заседания выступила Иркутская городская федерация. Про Ходько и говорить нечего: одна только радость, что международный мастер. А словам его веры нет. Взять хотя бы такой пример: всенародно пообещал, что к сентябрю этого года откроет шахматный клуб при своей ДЮСШ — в том самом здании, на улице Тимирязева. Вот уже и ноябрь ушёл, а клуба как не было, так и нет…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры