Сердце магистрали
Центр управления перевозок ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» отмечает 10-летие
Цель, которую преследовало руководство ВСЖД в начале 90-х, — максимально сэкономить финансы за счёт внедрения новых технологий. Восточно-Сибирской магистрали в то непростое время первой среди всех дорог России удалось погасить задолженность и наладить своевременную выплату зарплаты работникам за счёт расширения вспомогательной деятельности. Тем не менее оставалась задача найти финансовые источники для расширения производства, строительства и реконструкции.
По опыту европейских железных дорог на ВСЖД решили создать дорожный центр фирменного транспортного обслуживания. Он стал первым на сети и в России. Применённый здесь принцип «одного окна», когда грузоотправителям не нужно для оформления всех документов ходить по многочисленным кабинетам и инстанциям, позволил решить проблему качества обслуживания.
Внедрённая на дороге система сбора информации о движении поездов в Иркутск — разработка специалистов Горьковской железной дороги — дала возможность приступить к созданию Центра управления перевозками.
Построили новый вычислительный центр, новое здание управления связи. В Центр управления перевозками был переведён диспетчерский аппарат со всех отделений дороги. При сокращении рабочих мест на отделениях все сотрудники были трудоустроены, а лучшие — приглашены для работы в ЦУП в Иркутск, где им предоставлялись квартиры. Очевидцы и участники событий десятилетней давности помнят высказывание Геннадия Комарова, начальника ВСЖД тех лет: «Я знал, что получится, но не думал, что так хорошо».
После образования ЦУП был создан финансово-экономический центр, где сосредоточилось решение всех финансово-экономических задач, создана система единого материально-технического снабжения.
Организация этих четырёх важнейших подразделений ВСЖД легла в основу новой идеологии в работе железнодорожного транспорта. В 1997 году в Иркутске состоялась расширенная коллегия МПС для изучения опыта работы Восточно-Сибирской железной дороги. Она рекомендовала его всем дорогам для распространения и внедрения. Со всей сети в Иркутск потянулись специалисты.
Создание ЦУП, по мнению специалистов, — весьма революционный и смелый шаг в управлении дорожным транспортом. Привычного сегодня электронного графика на базе сигналов СЦБ и программных комплексов тогда просто не существовало. Трудно сначала приходилось и поездным диспетчерам, которые должны были перейти с привычных ручных графиков «в карандашном исполнении» на работу с компьютерными схемами. Общественное признание заслужили самоотверженностью, работоспособностью и профессионализмом все участники создания новой структуры ВСЖД. Ни до, ни после таких темпов внедрения не было достигнуто ни на одной дороге, ни на одном опытном полигоне разных НИИ.
В результате всех преобразований на ВСЖД был получен лавинообразный прирост качественных и количественных показателей. Дорога вышла в лидеры по среднесуточному пробегу и производительности локомотива, обороту вагона и весу поезда, на магистрали была достигнута самая высокая участковая скорость, несмотря на сложный профиль дороги, перевалы, горные подъёмы. Всем остальным дорогам оставалось устремиться вдогонку за лидером…
Все десять лет ВСЖД остаётся неоспоримым лидером для других дорог, которые поставили цель догнать и перегнать Восточно-Сибирскую магистраль по эксплуатационным и экономическим показателям. Несмотря на все усилия, по оценкам специалистов, ВСЖД обогнала остальные дороги России на 3-5 лет.
Сегодня Центр управления перевозками — это сердце дороги в вопросах безопасности и организации производственного процесса. Работа диспетчерского аппарата требует большого внимания и серьёзной ответственности.
Задачи, которые определило руководство ОАО «РЖД» дороге, в основном ложатся на плечи сотрудников ЦУП, и они с этими задачами успешно справляются. В том, что дорога выходит по итогам 2006 года с выполнением плана по бюджетным показателям, есть большая заслуга и диспетчерского аппарата ЦУП.
— В этом году, — рассказывает начальник Центра управления перевозками ВСЖД Александр Насрулин, — мы неплохо продвинулись по увеличению гарантийных плеч. Это, чтобы было понятно, — максимальная длина участка обслуживания. Такое новшество позволило повысить транзитность по станции Иркутск-Сортировочный. Начальником дороги подписан приказ-гарантия по обслуживанию 1100 км от станции Суховская до станции Карымская, что сказалось на выполнении всех основных производственных железнодорожных показателей. Одновременно с увеличением гарантийных плеч достигнуты хорошие результаты по обращению — то есть мобильности — локомотивных бригад: сегодня эти бригады депо Зима обслуживают дорогу на участке Зима — Слюдянка. В текущем году закончена реконструкция в Тайшете, Наушках, Иркутске-Сортировочном, на Мысовой и в Слюдянке.
Сегодня мы перешли на новую вертикаль работы — создали четыре района управления в ЦУП. Такая реорганизация позволит в 2007 году повысить безопасность движения, сократить оборот вагонов, довести средний вес поезда до 3680 тонн. Производительность локомотива повысится до 2 млн. 210 тыс. т/км в год, повысится и участковая скорость.
Занимаемся и работой по концентрации грузоотправителей на погрузке леса через создание терминала. Это минимизирует простой вагонов, исключит вторичную переработку вагонов и скажется на улучшении всех показателей работы дороги.
Что касается перспективы, в первую очередь нам необходимо закончить начатую реорганизацию центра, при этом акцент ставится на благоустройство рабочих мест. Планируется создать более комфортные условия труда работников ЦУП с учётом со-
временных требований к освещению и расположению рабочих столов. В первом квартале 2007 года откроется кабинет психологической разгрузки, комната отдыха.
В целом коллектив диспетчерского аппарата нацелен на плодотворную и качественную работу. ЦУП ВСЖД — в твёрдой пятёрке из 17 дорог сети, и сотрудники настроены выйти на 1-2 места. Есть уверенность, что планируемые нововведения позволят коллективу занять лидерские позиции.
В преддверии десятилетия ЦУП и Нового года нынешний начальник ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин, поздравляя всех работников, ветеранов и пенсионеров ЦУП с наступающими праздниками, сказал: «Мы помним и ценим ваш вклад в становление и развитие Центра управления перевозками. Хочу поздравить всех сотрудников этого подразделения дороги и поблагодарить за профессиональный труд. От всей души желаю успеха и удачи! Это немаловажный фактор вашей нелёгкой профессии. И обязательно — крепкого здоровья и благополучия в семьях».