Цементная основа «Доступного жилья»
Для успешной реализации нацпроекта необходимо, чтобы в цементной отрасли воцарился порядок
Каша, заваренная на ОАО «Ангарскцемент» одним из миноритарных акционеров предприятия, группой компаний РАТМ, так и бурлила бы себе, аккуратно прикрытая «крышечкой» корпоративной этики, и не привлекала к себе особого внимания общественности, если бы не активизация государства, взявшегося решать проблему строительства жилья. Национальный проект «Доступное жильё» стал весомым поводом вновь и вновь обращать взоры на ситуацию, складывающуюся на цементном рынке страны, и, в частности, на проделки рейдеров в Ангарске. Мы не можем оставаться равнодушными. В конце концов, нам не безразлично, что сейчас происходит на осаждаемом новосибирцами предприятии, являющемся крупнейшим поставщиком цемента в регионе. Уж очень хочется, чтобы Приангарье не осталось в стороне от конструктивных инициатив правительства.
Ахиллесова пята жилищного нацпроекта
На фоне стремительно растущих цен на квадратный метр жилплощади не очень заметно, что программа «Доступное жильё» вступила в фазу реального осуществления, и тем не менее это так. В недрах правительства уже подготовлен документ об экспериментальных инвестиционных мегапроектах (а это не менее миллиона квадратных метров жилья за 10 лет). Участники эксперимента — их будет порядка десяти — получат от государства весьма ощутимые преференции, например, субсидирование процентных ставок по кредитам и государственные капиталовложения.
Претендентов на участие в этих проектах уже достаточно. И понятно почему: общий объём финансирования нацпроекта, по данным Минрегионразвития, до 2010 года составит не менее 900 миллиардов рублей. Однако у этих грандиозных планов есть ахиллесова пята. Недаром вице-премьер Дмитрий Медведев, обходя с дозором регионы, очень пристально присматривается к состоянию цементных заводов. В ноябре он оценил ситуацию в отрасли как недостаточно удовлетворительную (попросту назвал её безобразием) и пообещал провести специальное совещание по вопросам развития промышленности стройматериалов.
Вырисовывается весьма невесёлая картина — вся программа по доступному жилью может задохнуться в зародыше просто из-за того, что строить будет не из чего. Имеет ли подобный пессимизм под собой реальную основу? Увы, да. На сегодняшний день цементная отрасль не просто подволакивает ногу, а откровенно валится на бок — износ мощностей по разным оценкам составляет от 75 до 90 процентов. Немногие предприятия могут сегодня похвастать значительными инвестициями в модернизацию оборудования и наращивание мощностей.
К 2010 году при ожидаемых темпах строительства потребность в цементе достигнет 90 миллионов тонн. При этом всего через год-полтора промышленность выйдет на предельную мощность, и тогда дефицита не миновать, поскольку даже в этом случае предложение будет меньше планируемого спроса. Отсюда становится ясной озабоченность Д. Медведева. Вице-премьер понимает, что отрасль нуждается в грандиозном инвестировании. Однако для того, чтобы это стало осуществимо, необходимо добиться среди цементников порядка.
Кто раскачивает лодку?
Сегодня на территории России работают лишь несколько крупных производителей цемента. Есть ещё несколько сотен мелких компаний, появившихся с подачи строительных фирм, стремящихся создавать собственные мощности для производства стройматериалов с целью снижения себестоимости строительства. Однако это эффективно только при больших объёмах. К тому же цемент, сделанный «на коленке», редко отличается хорошим качеством, поскольку мелкие предприятия не имеют достаточного научного потенциала. Построить же современный цементный завод не просто: цена вопроса — не менее трёх миллиардов рублей.
Если вспомнить советские времена, когда объёмы строительства были гораздо выше, чем сейчас и цемента всем хватало, можно сделать вывод, что потенциал у отрасли есть. Почему же стройка оказалась на пороге кризиса? Ответ отчасти кроется в многочисленных конфликтах, завязанных на переделе собственности. Разборки между акционерами сотрясают отрасль не первый год. Одним из наиболее ярких примеров может послужить «цементная война», развернувшаяся в Сибири. Крупнейший производитель, холдинговая компания «Сибирский цемент» на протяжении двух лет отражает попытки недружественного поглощения своего актива «Ангарскцемент», неустанно пред-принимаемые новосибирскими бизнесменами.
Со стороны группы компаний РАТМ ангарский цемзавод пережил как минимум четыре острые атаки. Причём дело уже доходило до банальных штурмов, когда в ход шли кулаки, спецсредства и в ситуацию были вынуждены вмешиваться бойцы ОМОН. Цементники выигрывают один судебный иск за другим, но агрессивный акционер инициирует новые дела, стараясь взять оппонента измором. Не имея контрольного пакета, РАТМ жаждет либо заполучить актив в своё полновластное управление, либо взвинтить цену на свой пакет акций до нереального размера в надежде, что кемеровский холдинг выложит любые деньги, чтобы только ему дали нормально работать.
Сам дурак!
У современных рейдеров сложилась поговорка: «Ваше предприятие стоит не столько, во сколько вы его оцениваете, а ровно столько, сколько нужно, чтобы его отобрать». У честных предпринимателей появилась другая пословица: «Плох тот бизнес, который никто не хочет отобрать». С одной стороны, рейдерские атаки можно расценивать как комплимент, — считает кандидат юридических наук Андрей Кириков, совладелец компании «Сибирский цемент», — с другой, «Ангарскцемент» сегодня вынужден вкладывать немалые средства в оборону.
— В рамках правового поля перевес явно находится на нашей стороне, — рассказывает кемеровский предприниматель. — «Сибцем» обладает контрольным пакетом акций втянутого в спор предприятия, причём этот пакет не отобран или захвачен у кого-то, а честно куплен на рынке. Никакие происки наших оппонентов такое положение дел не изменят. Досадно только, что огромные силы, ресурсы и время мы тратим на оборону предприятия, а не на развитие новых производств.
— Мы готовы не только покупать уже существующие предприятия, но и строить с нуля. С учётом изношенности действующих производств целесообразнее вкладывать в строительство новых цехов. Так в Красноярске мы на старой производственной площадке начали строительство нового цементного завода мощностью 1,2 миллиона тонн в год.
Стараясь влиять на общественное мнение, в первую очередь — на властные структуры, РАТМ старается всячески подорвать деловую репутацию своих конкурентов. В прессе «Сибирский цемент» стали обвинять в том, что это именно он промышляет рейдерством и именно таким способом получил контроль над предприятием. И это при том, что управляемый «грязными воротничками» «Ангарскцемент» третий год показывает колоссальную динамику роста, а зарплаты заводчан — самые высокие по отрасли в Сибири.
— Могу прямо сказать, что как крупный стратегический игрок рынка мы не нуждаемся в подобных методах приобретения бизнеса. Задача рейдеров — захват предприятий с целью дальнейшей перепродажи «дольками» или выполнение конкретного заказа. Как видите, придя на завод, мы не проявили себя ни в том, ни в другом. Мы инвестируем, развиваем производство, возрождаем утраченную социальную инфраструктуру, наращиваем присутствие в регионе именно как социально ответственное предприятие.
Андрей Кириков заверил, существуют совершенно открытые официальные документы, под-тверждающие, что все свои предприятия «Сибирский цемент» приобрёл с торгов. Причём тогда, когда они никому не были нужны. К примеру, Красноярский цементный завод на протяжении девяностых годов банкротился несколько раз. Никто даже не предполагал, что там можно будет сделать что-то разумное. Сейчас, когда бизнес стал эффективным, там, как и в Ангарске, появились деятели, которые пытаются оспорить легитимность покупки.
Государство ставит по-крупному
Государство сегодня не заинтересовано в раздроблении рынка. Застройщиков, участвующих в федеральных программах, должны обеспечивать стройматериалами крупные предприятия, способные отвечать за объёмы, своевременность поставок и качество продукта.
— Когда на дворе аврал и на кону целый нацпроект, государству выгоднее видеть на рынке не сотню, а нескольких крупных игроков, — уверен Игорь Тилиев, генеральный директор ГК «Русский монолит». — Только в этом случае власть сможет жёстко контролировать ситуацию в этом секторе рынка и спрашивать с участников за ценообразование.
Именно поэтому эксперты прогнозируют, что ставка будет сделана скорее всего на мощные региональные холдинги. Одним из них, безусловно, является «Сибирский цемент», который не только успешно работает, выводя свои предприятия на рекордные показатели, но и активно развивается, привлекая инвестиции и осуществляя планомерную модернизацию производственных мощностей.
Многие специалисты считают, что формирование некоего государственного пула неминуемо. Мы помним, как «Евроцемент Групп», ставшая практически монополистом в европейской части России, подняла цены более чем на 50 процентов (чем привлекла к себе внимание ФАС), но, тем не менее, избежала штрафных санкций. Этот прецедент наглядно демонстрирует, что государству нужны лояльные, крупные производители, и оно не намерено с ними конфликтовать.
Андрей Кириков не считает, что реализацию нацпроекта способен затормозить рост цен на цемент:
— Подобные заявления — чистый популизм. В себестоимости строительства затраты на цемент настолько малы, что даже если цена на цемент вырастет в два раза, то этого никто не заметит. Реализация программы «Доступное жильё» невозможна без строительства и модернизации цементных заводов (что, в свою очередь, вряд ли осуществимо без крупных игроков и серьёзных инвестиций), поэтому имеющийся рост стоимости цемента неизбежен и экономически оправдан.
Строители зря закатывают глаза, имитируя падение в обморок. Основная причина роста рыночной стоимости квадратных метров ни в коей мере не зависит от цементников. Скорее, причину следует поискать в их собственных растущих не по дням, а по часам аппетитах.
Безусловно важно, что правительство намерено помогать участникам рынка решать сложившиеся в отрасли проблемы. Понятно, что взаимодействовать власть будет только с теми, кто действительно способен влиять на ситуацию.
Горшочек, не вари!
Исходя из вышеизложенного, жители Приангарья могут облегченно выдохнуть: «Ангарскцемент», являющийся одним из форпостов нацпроекта, находится в надёжных руках. Жалко только, что ненасытные «поварята» продолжают помешивать «кашу» корпоративного конфликта, стараясь ослабить позиции конкурента. Наверняка, очень скоро на проходной цемзавода вновь появится некий топ-менеджер с очередной бумажкой и начнёт требовать пропустить его к штурвалу. Его, естественно, не пустят, а «магические свойства» всех демонстрируемых им бумажек снова по щелчку пальцев грамотных юристов обратятся в жалкую труху. Позже топ-менеджер придумает очередную каверзу и явится вновь. А завод тем временем будет успешно работать и развиваться. Сколько бы не варил «горшочек» в стане злопыхателей. В конце концов, тут делают цемент, а не разводят жидкую рейдерскую кашу, и думают о будущем, а не о лёгкой наживе.