Любовь и цветы
Полвека! А я всё помню, как будто было вчера. Окончил военное училище. Приехал в свой первый офицерский отпуск домой. В село Добриводы, что на Тернопольщине. В свой первый офицерский отпуск - к родителям. У них был просторный дом, квартирантов было держать не в тягость. А тут отказали молоденькой учительнице: мол, извините, не можем - сын приезжает.
Через несколько дней мы познакомились. Потом год переписывались. И осенью 1956 года вступили в законный брак. Так началась моя семейная жизнь — одновременно с офицерской службой. И первым местом, куда определили нас воинский приказ и судьба, был небольшой городок Мингечаур. Он стоит на реке Куре, на которой вскоре после победы была построена Мингечаурская ГЭС. Достаточно важный объект, и я как офицер ПВО призван был охранять воздушное пространство над ней. Сам городок был хоть и небольшой, но многонациональный: ребятишки учились и русские, и азербайджанцы, и армяне, и грузины. Вот в такую школу и устроилась учительницей химии моя жена Зинаида Николаевна, сменив свою девичью фамилию Корженко, на мою — Коник. И потекли семейные будни. Лёгкими их никак не назвать. Помню, когда родилась первая дочурка, бельё малышовское было в большом дефиците. Приехавшая познакомиться с внучкой тёща вмиг решила эту проблему: из тёплых портянок и солдатского исподнего сшила всё, что было необходимо.
Вот так и повелось в нашей семье: не пасовать перед трудностями быта. В конце концов, было бы взаимное понимание да любовь, а всё остальное можно преодолеть и пережить. Конечно, многое определил характер жены, её понимание и уважение к моему офицерскому долгу. Я ни разу за всю нашу полувековую семейную жизнь не услышал от неё упрека или жалобы на какие-то неудобства. А их, конечно же, хватало. Одно из первых: моя командировка под Улан-Удэ, где в течение пяти месяцев знакомился с новой боевой техникой. А чего стоило кочевье по частным квартирам! Я как-то подсчитал: мы с двумя детишками сменили их не меньше шестнадцати. И в каждой супруга старалась создать домашний уют, чтобы, приходя с дежурства, я мог чувствовать тепло семейного очага.
Сейчас, возвращаясь мыслями ко всему, что было пережито и преодолено, я понимаю: так жили да и сегодня ещё живут очень много офицерских семей. Но в том-то и дело, что всё-таки живут по-разному. Потому что от офицерских жён во многом зависят успехи их мужей на службе, доверие и добрый климат в семье. Моя Зинаида Николаевна в течение всех пройденных рука об руку десятилетий была и остаётся хранительницей нашего семейного счастья. Помню, закончив академию ПВО в Калинине, я сразу после выпуска позвонил ей на работу и назвал «точку» своего распределения — Иркутск. Она только спросила: а где это? И больше никаких семейных дискуссий, тем более — «баталий»: мол, далеко от Москвы, в глушь, в какую-то Сибирь. Вот так и стал Иркутск нашим родным городом.
Моя жена никогда не была «просто» домохозяйкой. Педагог, она, как бы ни было ей сложно, всегда старалась работать по своей профессии. Больше 20 лет отдала школе, классному руководству. Ещё 10 лет — Иркутскому институту усовершенствования учителей, заведуя кабинетом химии. Я всегда уважал дело, которому она отдавала столько сил и душевной энергии. И всегда гордился и горжусь ею.
Одним словом, жизнь наша совместная удалась. Мы вырастили двух дочерей, дали возможность им получить высшее образование. Сейчас наши дети сами уже работают и растят своих детей. Пятьдесят лет промчались, но цветы и любовь всегда были с нами.
Максим Иванович КОНИК, бывший заместитель начальника штаба ракетного корпуса ПВО, ветеран гражданской обороны. Иркутск