Долгое замыкание
Строительство нового моста через Ангару в Иркутске вступает в решающую стадию
На полное окончание строительства мостового перехода требуется 4,5 млрд. руб. Чтобы задействовать одно направление в 2007 году, необходимо 284,7 млн. руб. на мост и около 1 млрд. руб. на строительство подходов и развязок. Будет ли обеспечено финансирование объекта?
— Нынче стройка получит 975 млн. руб. из федерального и 200 млн. руб. из областного бюджета, — рассказывает заместитель главы областной администрации Анатолий Никитин. — Этого вполне достаточно, чтобы открыть верховое направление с техническими подходами. Однако в полном объёме войти в улично-дорожную сеть нынче вряд ли удастся, так как требуется масштабное отселение граждан, чьи дома находятся в зоне строительства моста.
В том, что к концу года по мостовому переходу будет обеспечен пропуск автомобильного транспорта, не сомневаются ни заказчик, ни подрядчики.
— Задача вполне выполнима, — говорит главный инженер генподрядного МО-125 Виктор Ляшенко. — На сегодня русловые пролётные строения («птички») возведены на 8, 9, 10 и 12 опорах. На первых двух — по обоим направлениям, а на 10 и 12 — по верховой стороне. Произведены замыкания в пролётах 7-8 длиной 84 метра и 8-9 — длиной 105 по обоим направлениям. Одним из этапных моментов ушедшего года стало бетонирование последнего (50 по счёту) пойменного пролёта на левом берегу. Его успешно выполнили бригады ОАО «Иркутскмостострой».
Общая длина забетонированных пролётных строений составляет на данный момент 1498 м (из проектных 1615 м) по верховому направлению и 1277 м по низовому. В тело моста с начала строительства уложено 92 тыс. куб. м (из проектных 101,7 тыс. куб. м) монолитного железобетона. В том числе 7,2 тыс. куб. м — в прошлом году. Профинансировано строительно-монтажных работ по мосту на 467 млн. руб. Уравновешенным навесным бетонированием возведены по верховой стороне моста четыре из пяти русловых пролётных строений. Оставшийся разрыв в 117 метров мостостроители обещают ликвидировать к середине июля. Затем между крыльями «птичек» будет сделано замыкание трёх стыков (на что, согласно технологическим картам, потребуется не менее двух месяцев). С середины апреля продолжится обустройство мостового полотна на пойменных пролётах.
В этом обустройстве целый комплекс работ: наклейка изоляции, монтаж карнизных блоков, бетонирование тротуаров, разделительной полосы и полосы безопасности, установка «стаканов» под столбы освещения, монтаж металлоконструкций перил и барьерных ограждений, укладка асфальта… В общей сложности около полутора десятков последовательно выполняемых технологических операций. В прошлом году укладка мостового полотна выполнена в пролётах 29-14 правобережной эстакады, на 280 метрах уложен нижний слой асфальтобетона.
Но если с объёмами и фронтом работ по мосту особых проблем не возникает, то с подходами куда сложнее. По левому берегу строителей тормозили археологи, которых, в свою очередь, держали жильцы не переселённых из створа мостового перехода домов. Лишь в октябре прошлого года они справили новоселье в 52-квартирном доме в м/р Первомайский.
Тогда же состоялись торги по строительству левобережных подходов. Победившее в них ЗАО «Труд» развернуло работы по устройству объездной дороги, которая пройдёт между ул. Старокузьмихинской и недостроенным в Академгородке Ледовым дворцом, занялось отсыпкой транспортной развязки по ул. Береговой, устройством водопропускных труб. Здесь же им предстоит соорудить пешеходный путепровод через главную автомагистраль к железнодорожной станции Академическая и очистные сооружения под строящимся мостом, сделать переустройство водопровода, канализации и электросетей.
Отселение жильцов из зоны строительства позволило также осуществить снос пяти жилых домов и приступить к строительству опор путепровода через ул. Верхняя Набережная на правом берегу.
Это довольно серьёзный объект путепроводной развязки. Трёхпролётное, длиной 83 метра, шестиполосное сооружение размещается на кривой радиусом 400 метров с косым расположением пролётных строений и опор. Конструкция сложная, со стоечными опорами на 64 буровых сваях-столбах глубиной до 10 и диаметром 1,5 м. На сооружение его потребуется 4,5 тыс. куб. м монолитной железобетонной кладки, из которой в 2006 году уложено 1,3 тыс. куб. м.
Одновременно ЗАО «Труд» ведёт работы по устройству земляного полотна между мостом и строящимся путепроводом, готовится к переустройству ул. Верхняя Набережная и отсыпке дороги от путепровода до ул. Коммунистической. Чтобы приступить к этим работам, предстоит переселить около 60 семей. Строители надеются на помощь городской администрации в расселении десяти многоквартирных деревянных жилых домов муниципального жилищного фонда, попадающих в границы первого пускового комплекса.
В прошлом году на строительстве подходов и развязки (не считая строительства путепровода через ул. Верхняя Набережная) выполнено работ на 105 млн. руб., хотя в плане значилось только 50 млн.
— Всё это благодаря дополнительным 500 млн. руб., выделенным из федерального бюджета в декабре, — говорит Анатолий Никитин. — Из них нам удалось освоить лишь 255 млн. руб., остальные — переходящие на нынешний год.
— Если прибавить к выделяемым 1185 млн. руб. средства, оставшиеся с 2006 года, то получается весьма солидная сумма. Под силу ли их освоить нашим подрядчикам?
— Работа действительно предстоит большая. Только на сам мост потребуется более 600 млн. руб., ещё 160 млн. руб. — на завершение строительства путепровода через ул. Верхняя Набережная, более 500 млн. руб. необходимо освоить по подходам правого и левого берега. Добавьте сюда затраты на снос жилья и предоставление квартир, проектно-изыскательские, археологические, спасательные и подготовительные работы, контроль качества, другие сопутствующие работы. На всё это имеются чёткие графики, которые мы будем строго контролировать. Лишь в этом случае можно гарантировать открытие движения по верховой стороне нового моста и продолжение строительства по низовой, которую предстоит сдать в 2008 году.
Иркутянам остаётся надеяться, что на этот раз планы и графики мостостроителей будут претворены в жизнь. В конце концов, существующие переходы через Ангару — старый арочный мост, плотина Иркутской ГЭС и Ново-Ангарский мост — полностью исчерпали оптимальную пропускную способность. Не зря первоначально инженерным проектом предусматривалось окончание строительства нового мостового перехода в 2005 году.
Фото Николая БРИЛЯ