Транспортный стержень
Как ни торопились с коллегой одной из иркутских телекомпаний на пресс-конференцию в Саянск - опоздали. Дважды случился разрыв колеса - резина не выдержала испытаний гравийными ухабами. А потом ещё и в затор попали. Выбираясь из кабины старенькой «Волги», попутчик вспомнил Пушкина, который считал, что «лет через пятьсот» будут у нас и хорошие дороги, и мосты. «С тех пор прошло двести лет, осталось ждать ещё триста», - резюмировал коллега. Начальник управления автодороги Красноярск - Иркутск Александр Суслов, которому я поведал об этом приключении, с подобным резюме не согласился.
— Кто только не писал о российском бездорожье! К сожалению, дорог у нас действительно мало и они не современны. Однако нельзя не заметить, что в последние год-два к ним приковано пристальное внимание общества: о дорогах пекутся президент, правительство, местные администрации. Изменилось отношение и самих специалистов, руководителей дорожных организаций. В управление пришло новое поколение дорожников — люди грамотные, с «компьютерным» мышлением и подходом к делу. Они прекрасно понимают, что дорога — это судьба миллионов людей, и предпринимают массу усилий, чтобы приблизить победу над бездорожьем, продолжают вносить весомый вклад в значимые пусковые объекты последних лет.
— В том числе и на введённых в ушедшем году объектах Московского тракта?
— Именно так. Развитие главного транспортного стержня Приангарья — дороги Новосибирск — Иркутск (М-53) и Иркутск — Чита (М-55) — остаётся нашей главной задачей. Особенно беспокоит техническое состояние Московского тракта на участке Шеберта — Будагово (1436 — 1500 км). Земляное полотно здесь проходит в нулевых отметках, дорожная одежда с гравийным покрытием предельно изношена и не обеспечивает прочности, необходимой для пропуска современного тяжеловесного транспорта, особенно в осенне-весенний период. Отсюда и постоянные жалобы от местного населения и грузоперевозчиков.
Для ликвидации дорог с неусовершенствованным типом покрытия необходимо построить и реконструировать участки в Нижнеудинском, Тулунском, Тайшетском районах протяжённостью 135 км. Стоимость строительства определена в размере 8,1 млрд. руб., выделялось же по 200-300 млн. руб. в год, и то лишь последние пару лет.
— Тем не менее в прошлом сезоне на Московском тракте выполнены довольно приличные объёмы работ…
— Средств выделяется недостаточно, но использовать то, что получаем, научились сполна. Это касается и 25-километрового участка (1296 — 1320 км) с четырьмя мостами и путепроводом на упомянутой вами дороге Красноярск — Иркутск, который возводится четырьмя пусковыми комплексами. В ушедшем году здесь сдан в эксплуатацию первый, протяжённостью 2,5 км, с мостом через р. Замзор (66,2 п. м), который постоянно подвергался размывам паводковых вод и создавал множество хлопот как автомобилистам, так и дорожникам. Начато строительство второго пускового комплекса протяжённостью 7,5 км с мостом через р. Мартыновка, ввод его планируем в 2008 году. В 2007-м сдадим в эксплуатацию 6,6 км на 20-километровом участке дороги (1224 — 1251 км), начатом два года назад.
— Александр Геннадьевич, в нынешнем году расходы на реконструкцию и строительство значительно увеличены. С чем это связано?
— Учитывая, что в 2008-м будут закончены работы по строительству первой стадии дороги Чита — Хабаровск («Амур») и пойдёт большой поток (до 3 тыс. автомобилей в сутки) транспорта, Росавтодором принято решение об увеличении объёмов финансирования с тем, чтобы в кратчайшие сроки реставрировать участки с гравийно-щебёночным покрытием. Если в 2006 году на стройку было выделено 280 млн. руб., то нынче расходы на реконструкцию и строительство составляют немногим менее 800 млн. руб.
Кроме перечисленных выше объектов, нынче планируем начать строительство участка протяжённостью 2,5 км с мостом через р. Курзанка длиной 61,4 п. м. Этот участок со щебёночным покрытием и деревянным мостом (кстати, последним на Московском тракте), построенным ещё в 1957 году. Мост находится в плохом состоянии, грузоподъёмность не соответствует современным нагрузкам, недостаточна ширина проезда для существующей интенсивности движения. Стоимость строительства объекта — 241,4 млн. руб., ввод в эксплуатацию планируется на 2008 год.
— А какова обстановка на Тайшетском обходе, строительство которого ведётся без малого 15 лет?
— Автодорога М-53 «Байкал» на участке 1200 — 1224 км проходит через населённые пункты и позастроенным территориям — г. Тайшет, деревни Н. Акульшет и Байроновка. Общая протяжённость предусмотренного к строительству обхода населённых пунктов составляет 25,3 км с восьмью мостами и путепроводом. Строительство начато в 1992 году и ведётся тремя пусковыми комплексами. На сегодня два из них (17,9 км) введены в эксплуатацию. На оставшемся участке с мостом через р. Малая Тайшетка и путе-проводом через ВСЖД работы были приостановлены в связи с отсутствием финансирования. В 2005 году выполнена корректировка проекта, остаточная стоимость его составляет 468,2 млн. руб., на 2007-й выделено 140 млн. руб., так что работы по обходу возобновятся, планируем ввести его в 2008 году.
— Александр Геннадьевич, вопрос по просьбе наших читателей: насколько удалось продвинуться со строящимся в районе ст. Глубокая путепроводом?
— Озабоченность людей понятна. Переезд на ст. Глубокая вызывает особую обеспокоенность. Существующая автомагистраль довольно извилистая, с большими продольными уклонами. На ней крайне ограниченная видимость как для водителей транспортных средств, так и для локомотивных бригад. При этом здесь очень высокая интенсивность движения, проходят междугородные автобусные маршруты. Чтобы уменьшить количество ДТП, на приближении к переезду были сделаны аварийные съезды для машин, расширена проезжая часть, вывешены растяжки, предупреждающие об опасности. Однако всех этих мер, к сожалению, недостаточно. Количество ДТП на этом участке по-прежнему велико. И единственным решением данной проблемы должно стать строительство путепровода.
Работы по нему начаты летом прошлого года. Протяжённость участка — 2,49 км, длина путепровода — 66,2 метра. Из общей стоимости 374 млн. руб. в прошлом году на стройке освоено 42 млн. руб. На 2007 год выделено 240 млн. руб. Ввод планируется в следующем году. Дело в том, что на подходах 25-метровой высоты насыпь, которая по техусловиям должна «отстояться».
— А какова на сегодня ситуация по строительству обхода города Иркутска?
— Проект строительства 24-километрового обхода Вдовино — Чистые Ключи в прошлом году прошёл экспертизу, согласование и утверждение. Стоимость строительства в текущих ценах составляет 2,1 млрд. руб. Правда, денег в бюджете пока на него не запланировано, но будем надеяться, что нынче объект удастся «распечатать». Пока же займёмся отводом земель — процедура в сегодняшних условиях достаточно сложная и долговременная.
Приоритетной задачей для нас было и остаётся повышение качества содержания и ремонта дорог и объектов дорожной инфраструктуры. За прошлый сезон удалось отремонтировать 84 км федеральных автомагистралей, нынче планируем ещё 82,3 км дорог и 300 п. м искусственных сооружений, в том числе мосты через р. Снежная, Выдринная, Медлянка и Суходол на автодороге М-55 «Байкал» и мосты через речки Акульшетка, Ук, Хингуй на М-53.
— В конце минувшего года появилась информация, что вашему управлению передаётся ряд региональных дорог. Каких именно?
— Да, в ведение управления планируется передача участков автомобильных дорог общего пользования, являющихся транзитными по отношению к федеральным магистралям М-53 и М-55 «Байкал» в границах городов Нижнеудинск, Тулун, Усолье-Сибирское, Шелехов. Это автодорога Иркутск — Листвянка протяжённостью 64 км, а также автодорога Якутск — Вилюйск — Сунтар — Мирный — Усть-Кут — Братск — Тулун общей протяжённостью 2708 км. Последняя проходит по территориям двух субъектов Российской Федерации (наш участок — 1180 км), и с её управлением вопрос пока не решён. В то же время ряд подъездных дорог, потерявших федеральное значение, передаются в муниципальную и собственность субъектов РФ. В их числе подъезды к г. Черемхову протяжённостью 9,5 км и подходы к г. Ангарску протяжённостью 15 км.
Так что как ни тяжело было в прошлом году, в нынешнем будет тяжелее вдвойне. Одна надежда, что наши специалисты сумеют обеспечить им надлежащий уход. Все они обладают чувством долга, любят своё дело и свою дорогу.
Беседу вёл Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»
На снимках: Александр Суслов; бригады Слюдянского ООО «Статус-Сиб» ведут расчистку автодороги М-55 «Байкал» от снежных завалов