издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Любовь и миллионы Ганны Главари

Премьера в Иркутском музыкальном театре имени Загурского: оперетта Ференца Легара «Весёлая вдова» в постановке Сюзанны Цирюк, дирижёр-постановщик Николай Сильвестров

  • Автор: Валерий ВЛАДИМИРОВ

Шесть раз за полвека ставили «Весёлую вдову» по Легару наши музкомедия — музтеатр: в 1941, 45, 56, 69, 78, 91 годах. Нынешняя, седьмая, постановка заключила в себе интригу особую. Во втором составе спектакля роль вдовы — невесты на выданье и несметной богачки — должна была исполнить молодая и доселе неведомая зрителям артистка Юлия Пихтина.

Это большая ответственность для начинающей актрисы. Тем более когда в первом составе — Любовь Полякова, отвечающая всем достоинствам примадонны. Она — царственна! Каждый выход её на сцену — явление королевы… Моё, рецензента, перо, всякий раз околдованное, плутает в лесу метафор и эпитетов, все кажутся слабыми! Лишь раз рискнул я на сравнение: Марина Влади в фильме «Колдунья!» Но Любовь Полякова — ещё и незаурядная актриса, а певческий дар её близок к оперной кантиленности.

Мало того, обворожителен весь сценический цветник женщин во «Вдове»! А это жёны и подруги представителей дипкорпуса республики Монтевердо в Париже, великосветский салон самой Ганны Главари, бывшей в вынужденном, но необременительном браке со стариком-банкиром всего 8 дней и ныне «обременённой» наследством в 20 миллионов франков, и, наконец, роскошный кафешантан на Монмартре, где знать позволяет себе «богемно» расслабляться.

Когда «бьёт час» классики жанра — венской оперетты, все артистки облачаются в аристократические наряды, а костюм, известно, «катализатор» некоего шарма, и зритель в первой же сцене бала становится ловцом — и удачливым — «прекрасных мгновений»!

Как, например, пикантно-иронична Евгения Калашникова, как утончённа Александра Гращук, с каким вызовом «шарманно-брутальна» Ирина Мякишева, как знойно-обольстительна Вера Щепеткина или волшебно-надменна Елена Барабошкина, а эта Ольга Попова с её загадкой-изюминкой… всё в них гибко, плавно, чарующе, а верховодит этим салонным карнавалом интриг (куда же без них) жена посла в исполнении двух наших ведущих пленительных актрис и певуний — Светланы Лунюшкиной и Елены Беляевой: обе так грациозны, будто рождены кистью художника.

А ведь есть ещё балет в особняке Ганны Главари, даётся дивертисмент в античном духе, интерпретированном во вкусах рококо (как раз 18 в.), и тут как не взволноваться при виде дивных наших балерин Марии Стрельченко, Татьяны Садовой, Натальи Гладких при своих кавалерах (С. Полухин, Ю. Щерботкин, А. Кабаргин)! И будто прибой этого безграничного моря женственности — взрывной канкан с его «командиршей» искромётной Еленой Бондаренко (во втором составе — экспрессивно-площадная И. Мякишева): штормят, слепя красно-вихревым, юбки, всё бурлит, кипит, колобродит, и вьются, как шмели, вокруг все эти графы, бароны, виконты («монтевердянские»)! Ах, как хороши гризетки (артистки хора): зажигательны, пластичны, прекрасно поют (хормейстер У. Чугуевская).

И уж обязательно надо сказать, что это женское царство-государство — весёлое, пиршественное — на сцене женщинами и сотворено. А в танцах, придуманных Еленой Дмитриевой, очень изобретательно, причудливо сочетается изыск с юмором; остроумен танец с бутылками, а нашему виртуозу В. Гладких «подарена» броская «партия» официанта кабаре.

Татьяна Королёва, сценограф блистательный, на подмостках выстраивает не только декоративную среду, но и некий миф… Её, художника, пространство — как мирок сказки с «шифром», нечто более значительное, чем сюжет «вдовы», этот «свой» спектакль, субъективный, не договорённый, из которого «Вдова» и рождается. Стилистически безупречный: высокие чёрные зеркальные панели, «пятна» фонарей, каждая линия, деталь расчётлива, но и поэтична… Ночь преобладает, но не довлеет, в ночи — уютно. И в ней магически-изысканно, лучезарно-контрастно темнота источается к финалу и вдруг взрывается «под занавес». Красота! (Кто же из зрителей не восхищался этой красотой в каждой постановке ИМТ, где радужным, веерным «фейерверком» прожекторов «командуют» художники по свету Галина Мельник и Алексей Тарасов).

…Я всё веду к тому интригующему нас, завсегдатаев театра, «мигу»-моменту, когда порог этого описываемого мной мира «женской мечты» переступает нога весёлой вдовы-2, «таинственной» (для зрителей) незнакомки, дебютантки Юлии Пихтиной. Вернее, «порог» переедут колёса авто, на коем, по придумке режиссёра Сюзанны Цирюк, с парижской улицы напрямик в зал посольства Ганна Главари и «подаётся» (режиссёрское неравнодушие к колёсам ещё проявится в эпизодах с каруселью, самокатом, каретой, трясущейся от любовных объятий). Так вводится козырная дама в карточную игру за деньги вдовы.

Конечно, дамы прежде всего должны быть достойны кавалеров. В мужской части посольской «колоды» одни валеты, пожалуй, королей нет. Они тасуются (и тусуются) на сцене, все эти секретари, советники и околопосольские типы, и в их «валентном» мельтешении назову тех, кто больше запомнился: засл. артисты РФ Николай Мальцев, Вячеслав Дычинский, Виктор Лесовой, Владимир Попов; артисты Александр Баязитов, Максим Вехов, Алексей Ганин, Игорь Ладейщиков, Владимир Антипин, Игорь Переверзев… Но если нет королей (республиканские послы не в счёт), то есть принц.

Это граф Данило, «вторая ось» сюжета («первая» — вдова Ганна). Его «забулдыжное» сиятельство. И когда граф пьян, а пьян всегда — он царствует среди гризеток в кафешантане и ресторане «Максим» (Максим Вехов об этом реальном «Максиме» забавно поёт куплеты). Александр Айдаров (первый состав, где он партнёр Л. Поляковой) вообразил себе трансформацию Евгения Онегина в легаровского графа Данилу. Дерзкая мысль дала блестящий результат. Айдаровский граф — истинный принц. Ярчайше-парадоксальный гибрид денди лондонского и русского кутилы (по-купечески)! Роль — из лучших у актёра, хорош он и в пении.

Евгению Алёшину (второй состав) недостаёт богемности. Но поёт он отлично. Фигура, рост великолепны для героя. Для начала бы, для образа, ему ну хоть «пижонское» что-нибудь — «а-ля» француза придумать бы там, наряд пофривольнее, что ли…

…Вавтомобиле в стиле «ретро» выплывает наша героиня «с шиком», как луна из закулисного «облака», и сразу срабатывают все три «ресурса» героини спектакля: внешность, актёрство, вокал.

Мне рассказали, что Юлии Пихтиной очень помогали в дебюте: вот так, впервые на сцене — и в главную роль! Нар. арт. РФ Е. Волошина, засл. арт РФ Н. Данилина, концертмейстер И. Беляев и особенно по вокальной части С. Лунюшкина. Что ж, пение, на мой вкус, у Юлии Пихтиной — самый «ударный компонент» в роли-образе. Голосу, от природы данному, ещё приданы пленяющие слух пластичность и звучность (даже властность, пожалуй!), и мягкость, и переливчатый объём обертонов, фразировка мелодий внятная, непринуждённая, подкупающая…

Что касается «игры», т.е. комплекса сценических движений, поз, жестов, мимики, всяческих жанровых «ужимок», то здесь Юлией Пихтиной всё усвоено будто «с лёта». Поведенческий «росчерк» в мизансценах уверенный, словно у исполнительницы это вовсе не первая роль!

Как утверждают знатоки, например известный театровед Виталий Нарожный, представленная С. Цирюк версия либретто не из лучших и далека от изобретательных, остроумных «перелицовщиков» опереточных оригиналов — знаменитых В. Масса и М. Червинского. Но и в рамках этой «модификации» «Весёлой вдовы» Любовь Полякова с Александром Айдаровым и Юлия Пихтина с Евгением Алёшиным убедительно «доказывают» ту правду сказки, что любых миллионов весомее, конечно, любовь!

НА СНИМКЕ: Юлия Пихтина в роли Ганны Главари, Евгений Алёшин — граф Данило.

Фото Игоря СИРОХИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры