издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прекрасные мгновения детства

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА, искусствовед

Этот детский сад в Октябрьском округе Иркутска с виду обычен: его здание было построено без малого почти полвека назад и давно нуждается в ремонте. Но, познакомившись со внутренним содержанием этого скромного архитектурного сооружения - его детьми и воспитателями, вспоминаешь поговорку «не место красит человека, а человек место». Именно эстетическому воспитанию детей, их культурному развитию уделяется в детском саду №129 первостепенное значение.

И за этим стоит, как сказал бы герой сказки «Волшебник Изумрудного города» Страшила Мудрый, — великий замысел заведующей Елены Башковой, возглавившей садик в 1999 году. Тогда она привлекла к обсуждению вопроса, какое лицо он должен иметь, известных иркутских художников Владимира Кузьмина, Сергея Казанцева, Владимира Лапина, Владимира Голенева. Последний нарисовал эмблему детского сада, совместными усилиями названного «Бабриком». Это полумифическое существо, мягкое, пушистое и, вместе с тем отважное, с тех пор оберегает здоровье юных питомцев, способствует их благополучному времяпровождению в стенах дошкольного учреждения.

Начало дружбе ребят, воспитателей и художников было положено посещением японской делегацией, которая обменялась с детским садом рисунками детей в альбомах с надписью «Было приятно с вами познакомиться». Вскоре состоялась встреча детей с корейским художником Ли Ен Ву, делавшим свою выставку в Иркутском областном художественном музее. Елена Александровна, заведующая детсадом, увидев, какой интерес у ребят вызывает художественное творчество («Дети — все художники», — объясняет Юлия Цай, воспитатель-психолог средней группы «Белочка»), решает сделать их общение с художниками плановым.

Казалось бы, что в этом может быть престижного — отдать своё творчество на суд дошколят? Но оказалось, что художники правильно понимают: нет ничего важнее и трогательнее, чем остаться в благодарной памяти ребёнка, положив начало его эстетическому развитию объяснением в любви к родному краю.

Конечно, в детском саду пред-ставлено не только художественное направление — Елена Вержуцкая, воспитатель группы «Подснежник», посещает с детьми областную детскую библиотеку им. М. Сергеева, также её воспитанники — единственные из детсадовцев посетители детского абонемента областной филармонии. Названия музыкальных инструментов они знают не по картинкам и с восторгом детской души следят за тем, как музыканты извлекают из них волшебные звуки.

Галина Забелло, воспитатель подготовительной группы «Подснежник», показывает последние рисунки детей: они рисовали медведя, и у каждого образ лесного жителя отразил свойства автора. Этот медведь — мечтатель, он смотрит на луну («Самой луны на рисунке нет, она осталась в небе»). Этот — хозяйственный, он несёт тяжёлый короб с Машенькой и пирожками. А этот — застенчивый, у него ручки спрятаны за спиной, так, что требуется пояснение автора, что он совсем не забыл их нарисовать. А у этого медведя одна из ног похудела. Может быть, ему следует подумать, тем ли он путём идёт по лесу…

В детском саде есть отдельное помещение — студия для занятий художественным творчеством. В ней мольберты, рисунки на стенах в рамах под стеклом, дипломы конкурсов «Волшебное дерево», «Мир растительной фантазии», проводившихся на ледоколе «Ангара», «За сотрудничество» — с филиалом Иркутского областного художественного музея — усадьбой В.П. Сукачёва. В группах тепло, а в студии — прохладно, как это бывает в мастерских сибирских художников. Здесь мы знакомимся с Надеждой Ярыгиной, выпускницей Иркутского художественного училища. Она работает в детском саду №129 воспитателем уже два года и заодно занимается оформлением его интерьеров. При этом ей удаётся совмещать скудные материальные возможности муниципального учреждения со своей богатой художественной фантазией, подсказывающей, как из подсобных материалов сделать нечто волшебное.

Надежда Кирилловна работает в группе с двухлетними детьми и мечтает создать в садике музей погремушек. Дети потрясают её «смелостью, которой не встретишь у взрослых художников», краски для них — как родная стихия, в которую они безоглядно бросаются. Двухлетние художники, понятно, далеки от реалистической школы и выдают эпатажные авангардистские шедевры, которые воспитатель с гордостью развешивает по стенам. Рассказывая о своих питомцах, Надежда Кирилловна подхватывает берёзовый пенёк размером с двухлетнего ребёнка и несётся оформлять вход в группу «Берёзка» рядом со студией. Работа кипит.

Елена Башкова в завершение экскурсии по её подотчётному заведению рассказывает о предстоящем методическом объединении для заведующих. Его тема и в самом деле нестандартна — «Организация и проведение выставок в условиях дошкольного образовательного учреждения», где предполагается «обозначить значимость проведения подобных выставок, разработать и распространить методические рекомендации по их проведению, наглядно продемонстрировать методику открытия выставки».

На выставке «Тепло души человеческой», которая откроется 19 февраля, будут представлены портреты Сергея Казанцева, члена Союза художников России, члена международной Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, лауреата премии им. А.И. Вычугжанина. И это не случайно — художник на протяжении многих лет является в детском саду незаменимым консультантом по обучению детей, родителей и педагогов изобразительному искусству, почётным гостем многих мероприятий. Его выставка здесь — третья по счёту. Художник умеет понять творческую душу ребёнка.

— В силу разных причин, — говорит Е. Башкова, — родители не водят детей на выставки в музей. Кто-то далёк от эстетических запросов, другим некогда, не успевают, сами не подготовлены, а значит, эту роль на себя могут взять детские сады. Здесь можно в удобное для детей и родителей время провести просмотр выставки, проконсультировать, вы-брать для экспонирования картины, наиболее подходящие к возрастным особенностям детей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры