Железные правила безопасности
Восточно-Сибирское управление железной дороги устроило на днях пресс-рейд, целью которого стала пропаганда безопасного поведения на железной дороге и уменьшение непроизводственного травматизма. Пресс-рейд прошёл одновременно на всех крупных станциях ВСЖД. В Иркутске для этого была выбрана станция Кая.
Проведение такой крупномасштабной акции вызвано одной причиной. За последние два месяца зарегистрировано резкое увеличение несчастных случаев на железной дороге. В январе под поезда попали 14 человек. Только в первой половине февраля зарегистрировано 12 случаев, 10 из них произошли в течение одной недели. Почти все они закончились трагически. По заключению правоохранительных органов, практически всегда несчастные случаи происходят по вине самих пострадавших, которые грубо нарушали правила безопасности при нахождении на железнодорожных объектах.
«Мы постоянно проводим профилактическую работу, направленную на сокращение травматизма пассажиров, — рассказывает инженер по охране труда и технике безопасности дистанции пути Алексей Аюров. — Это, например, совместные рейды с сотрудниками охраны, с отделом внутренних дел на транспорте. Если видим, что гражданин нарушил правила, вручаем ему специальную памятку, объясняем».
Специальных памяток с правилами безопасного поведения на железной дороге было выпущено и распространено около 32 тысяч экземпляров. В ход идут старые проверенные методы, например, проведение бесед и лекций. Они проводятся в школах, на предприятиях и в организациях, расположенных в непосредственной близости от железной дороги. Проводится разъяснительная работа, рассылаются информационные письма о случаях травматизма.
К станции подходит электричка. По соседнему пути навстречу идёт локомотив. «Теперь обратите внимание, сколько людей нарушат правила безопасности», — говорит Алексей Аюров. Нарушителей, и правда, оказалось очень много. Почти никто не захотел пройти лишние десять метров до перехода. Выйдя из электрички, люди спешили перейти дорогу прямо по железнодорожным путям.
Кая вообще считается сложным участком. В прошлом году на нём было сбито два человека. «У нас большое количество путей, — говорит начальник станции Кая Кирилл Малеванный. — Станция грузовая. Но летом значительно увеличится пассажиропоток. Люди поедут на дачи, за город. И, соответственно, увеличится травматизм. Потому что пассажиры пытаются сэкономить полчаса, а теряют жизнь, как ни высокопарно это звучит. Люди торопятся, перебегают дорогу перед идущим поездом, не пользуются переходами. Это основная причина трагедий».
Опасными участками считаются все станции и те места, где близко к железной дороге расположены населённые пункты. Один такой участок в районе Усолья-Сибирского железнодорожники называют между собой «Долина смерти». С одной стороны дороги стоит жилой массив, а с другой — дачи.
Кроме несчастных случаев, часто регистрируются и суициды. Не так давно на станции Тайшет работники магистрали заметили женщину, которая, судя по всему, собиралась кинуться под поезд. Женщину задержали, она вырвалась и снова попыталась свести счёты с жизнью. Сотрудники железной дороги опять удержали её. В конечном счёте с пятой попытки женщина всё-таки бросилась под последний вагон проходящего поезда.
«Случаи суицида этой зимой регистрируются особенно часто, — комментирует ситуацию ведущий психолог станции Иркутск-Сортировочный Наталья Скрынникова. — Весной, как правило, происходит рост этой печальной статистики. Это связано с сезонным обострением болезненных состояний, с тем, что принято называть авитаминозом».
Неизвестно, думают ли самоубийцы о машинистах, которые ведут поезда, бросаясь им под колёса. Однако самим машинистам потом приходится долго восстанавливаться, проходить курс реабилитации. «Конечно, наезды на людей — это серьёзный психотравмирующий фактор для работников локомотивных бригад, — говорит Наталья Скрынникова. Причём неважно, предотвращён наезд или нет. И для машинистов, и для помощников машинистов это всё равно стресс. Постстрессовые расстройства сопровождаются такими синдромами, как тревожность, воспоминания, гнетущее чувство вины. Может дойти до того, что человек окажется не в состоянии выполнять свою работу». В зависимости от тяжести состояния машинистам назначаются психокоррекционные мероприятия. «Кто-то приходит сам и просит помочь. Если нет, мы вызываем этого человека. Потому что психологическую травму машинист получает в любом случае и нуждается в помощи, даже если не хочет этого признать».
На Восточно-Сибирской железной дороге действует специальная программа технических мероприятий по предупреждению случаев непроизводственного травматизма. В 2006 году на её реализацию было направлено 113781,3 тысячи рублей. Большую часть этой суммы составили расходы на строительство пассажирского комплекса на станции Академическая, капитальный ремонт 93 пассажирских платформ и 39 переездов.
В прошлом году на дороге построено 250 погонных метров ограждений, которые преграждают пассажирам выход на пути в местах несанкционированного прохода. Огромное количество метров ограждений и пешеходных настилов отремонтировано.
В 2007 году на мероприятия по предупреждению несчастных случаев на железной дороге планируется затратить около 60 миллионов рублей. Большая часть этих денег будет направлена на ремонт пассажирских платформ. Руководством управления ВСЖД запланированы встречи с главами районных и городских администраций для разработки совместных мер по предупреждению травмирования на железной дороге. Летом планируется провести семинары по непроизводственному травматизму, а в апреле-мае стартует месячник по предупреждению случаев детского травматизма.