издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Женщина за рулём

В Иркутске создана служба женского такси, в которой водителями работают только женщины, и возят они только женщин и детей

— Мужчин совсем не возите? — спрашиваю генерального директора этой необычной фирмы Раю Джарухян.

— Только в сопровождении дам, — смеётся она.

Рая, именно так записано её имя в паспорте, а не Раиса, любит в одежде деловой стиль. На ней белая блузка, строгий чёрный галстук. В ушах также неброские, не вызывающие лишнего внимания серёжки. Чёрные, как смоль, волосы местами покрашены «под славянку». Говорит: «Дань моде».

Она родилась и выросла в Усть-Илимске, в семье предпринимателя средней руки. По образованию экономист, окончила БГУЭП.

— Идея создать в Иркутске стопроцентно женское такси принадлежит моему партнёру по бизнесу — руководителю одной из фирм по продажам иномарок, — рассказывает Рая. — Он как-то поехал в командировку в Красноярск и увидел там на улицах розовые «Ниссан Санни», на боках которых было написано «Женское такси». Заинтересовался, сам проехался с попутчицами.

— Понравилось?

— Да. Когда вернулся в Иркутск, то зажёг и меня идеей создать у нас нечто подобное. Я автомобильный бизнес знаю не понаслышке… Взяли в банке кредиты, оформили учредительные документы, сняли помещение под офис. Наняли 17 водителей, женщин в возрасте от 20 до 40 лет.

— А чей транспорт?

— Машины у женщин-водителей свои. Наша фирма пока не имеет финансовых возможностей иметь собственный автопарк. Но в будущем планируем его создать… Работаем уже четвёртый месяц. Прибыли пока нет. Делаем одни вложения. Но с весны-лета, думаю, затраченные средства начнут давать отдачу. Потому что услуга оказалась востребованной. Число клиентов растёт.

— Работаете только по заявкам?

— Да. На улицах пассажиров не берём.

— К машинам и их водителям при приёме на работу у фирмы есть какие-то особые требования?

— Требования обычные. Чтобы автомобиль был в хорошем техническом состоянии. Мы перед тем, как взять его на линию, проводим техническую диагностику в сервисном центре. Это, конечно, дополнительные затраты, но они необходимы, ибо речь идёт о безопасности как пассажиров, так и самих водителей. Обязателен водительский стаж не менее двух лет.

— А марки автомобилей?

— Предпочтения отдаём «японкам», имеющим комфортный салон.

Ну никак Аня Седых не похожа на таксистку. Хрупкая, стройная.

По первой профессии она бухгалтер. Замужем. Растит 9-летнюю дочь. Бухгалтером ей, правда, поработать так и не пришлось. Потенциальные работодатели сразу же спрашивали, есть ли у девушки бухгалтерский стаж. Стажа не было. «Извините, — говорили ей, — без опыта работы мы вас взять не можем». Решила тогда жизнь круто изменить, стать таксисткой. Её без проблем приняли в одну из фирм.

Аня чувствует себя за рулём как рыба в воде. Она росла в семье, где и отец, и мать всю жизнь занимались автобизнесом. В 14 лет уже крутила баранку «Жигулей». Разумеется, под строгим присмотром отца. В 18 лет получила права, а в 21 год муж подарил ей «Тойоту Спринтер».

— Водительский стаж у меня 10 лет, — похвасталась Аня. — Могу сама без труда поменять колёса, свечи, фильтры и лампочку в фаре.

При словах «и лампочку в фаре» я не сдержал улыбки: «Ну, лампочки дома я тоже сам меняю». На что заместитель генерального директора Марина Лавыгина, сама водитель с приличным стажем, заметила:

— Вы зря улыбаетесь. Сразу видно, что никогда машину не водили. Заменить лампочку в фаре иномарки — дело не простое. Это вам и любой мужчина-водитель подтвердит.

— А если случится крупная поломка, тоже ремонтируешь сама? — пытаю Аню.

— Нет, для серьёзного ремонта есть автосервис.

— Почему решила устроиться именно в женское такси?

— Я как-то увидела по телевизору объявление в «бегущей строке», что сюда набирают водителями только женщин и будут они возить тоже только женщин. Мне показалось это интересным, — охотно рассказывает Аня. — Вот и пришла. Работаю два месяца.

— Заявок много бывает за смену?

— По-разному. Иногда, особенно в часы «пик» и перед праздниками, густо, иногда — не очень. Сидим тогда и пьём чай. Болтаем о своём житье-бытье. Коллектив мне нравится — сплочённый, не скандальный. Каждая из нас готова в любое время заменить коллегу и съездить по её вызову. Без взаимовыручки у нас нельзя. Почти у всех ведь семьи, дети, иногда нужно срочно отлучиться.

Спрашиваю Аню Седых: какую из оказываемых фирмой женского такси услуг ей нравится выполнять больше всего?

— Быть «автоняней», — не раздумывая отвечает она.

— Что это такое?

— «Автоняня» отвозит детей в детский садик, в школу, на занятия в спортивные секции и кружки художественной самодеятельности. Потом привозит их обратно домой. Некоторые выполнять эту услугу не очень любят — дети, хлопоты, повышенная ответственность. А мне нравится. Дети бывают такие смышлёные. Иные всю дорогу стараются разговаривать. Хотят похвалиться успехами в учёбе или спорте. Некоторые родители, особенно бизнесмены, бывают заняты, приходят домой так поздно, что у них не остаётся времени на душевное общение со своими чадами. Вот дети и изливают свои эмоции мне.

— Совета просят?

— Бывает и такое. Иногда жалуются на взрослых, которые их «не хотят понимать». Длительное время вожу в спортивную секцию одну шестилетнюю девочку. Она учится игре в настольный теннис. Серьёзная такая девочка. Не по годам. Когда забираю её, обычно спрашиваю: «Как спортивные успехи?» И она мне рассказывает про свои достижения. Или грустно говорит: «Сегодня у меня никаких успехов… Половину мячей пропустила».

— Отвлекают, наверное, внимание? Ведь ты за рулём. Опасно…

— Нет, не отвлекают. Я уже привыкла и за дорогой следить, и слушать. Просто навык нужен. Потом, когда везу ребёнка, еду осторожно. Не лихачу.

— А когда одна, любишь полихачить?

— Честно? Редко. Если уж в настроении и за городом.

— Какое отношение на дороге к женщине за рулём со стороны водителей-мужчин?

Аня хмурится. Говорит огорчённо:

— Мужчины ведут себя по отношению к нам, женщинам за рулём, нередко по-хамски. Особенно маршрутчики. Могут нагрубить, грубо подрезать, не уступить дорогу. Не пропускают вперёд. Культура вождения очень низкая.

— Что, все-все мужчины-водители такие уж плохие?

— Нет, не все. Бывают настоящие джентльмены. Увидят нас, весело поприветствуют — фарой или рукой. Иной раз торопишься, помигаешь фарой: дескать, ребята, пропустите. Пропускают.

Организаторы первого в Иркутске женского такси не только удачно нашли свою нишу в сфере обслуживания населения (где, казалось бы, уже давно всё прочно занято), но и поставили на самое первое место в работе честность, порядочность.

— И не проиграли, — говорит Марина Лавыгина. — Скажите, разве доверит семья отвозить-привозить своего маленького ребёнка в садик, школу, спортивную секцию, если у вас нет хорошей репутации? Да никогда.

Кстати, многие мамы опасаются отпускать своих малолетних дочерей с водителем-мужчиной. Женщине за рулём они доверяют больше. Да и у некоторых мужей на душе спокойнее, когда жена постоянно ездит на работу или по магазинам с таксисткой, а не с таксистом. Так что есть целая прослойка горожан, которым женское такси ближе психологически. И вообще, мнение, что женщина за рулём — это плохо, давно устарело.

Услугами женского такси пользуются люди с различным материальным положением. В том числе персонал отелей и гостиниц, работающий до глубокой ночи. Водители-женщины развозят их по домам. Как и гостей этих заведений. Действуют строго в рамках заключённых договоров, что очень удобно для обеих сторон.

Многие женщины трудятся не в самом Иркутске, а в прилегающих к нему районах. Например, Светлана Марчук, шеф-повар одного из ресторанов на Байкальском тракте, заступает на смену раньше других сотрудниц этого заведения и предпочитает ездить в свой ресторан на женском такси. Объясняет несколько смущённо:

— Знаете, сейчас такое время, никому нельзя доверять… Честно говоря, с шофёром-мужчиной ездить далеко за город я боюсь. А с женщиной — нет.

Мне удалось поговорить ещё с несколькими клиентками женского такси. Наталья Галюкова возит малолетнего сынишку в детский садик. Когда супруг дома, он сам делает это. На своей машине. А когда уезжает в командировки, Наталья вызывает водителей из женского такси. Чаще всего приезжает Женя Урецкая.

— Она молодая, общительная и очень заботливая, — говорит Наталья. — Поможет ребёнка и посадить в салон, и довести до квартиры, если у меня в руках коробки или сумки. Знаете, по дороге домой всегда что-то приходится покупать.

— Наташа, скажите честно: женское такси иркутянам нужно? — спрашиваю я.

— Думаю, что да, оно востребовано. Женщины-водители объективно ближе к детям. Они и к нам, мамам, ближе — по духу, по менталитету. С ними проще общаться. Как педагог-психолог скажу: с ними чувствуешь себя более комфортно. Они к тому же коммуникабельнее.

— Ваш муж такого же мнения?

— Разумеется. Иначе мы бы не пользовались услугами водителей-дам. Я, честно говоря, удивлена, что в областном центре первое женское такси появилось так поздно. Лишь в сентябре прошлого года. Надо было сделать это ещё лет десять назад.

— Наташа, ещё один вопрос. Вот, говорят, что женское такси могут себе позволить только обеспеченные люди. А вы как считаете?

— Считаю, что это заблуждение. Я знаю некоторые семьи, совсем не богатые, но они довольно часто пользуются услугами водителей-женщин. Наша семья тоже со средними доходами. Лишних денег нет и никогда не было. Но поскольку мы с мужем оба работаем, то можем себе позволить некоторые расходы и на то, чтобы возить сына в садик. Поверьте, это не такие уж большие средства. Минималка — 90 рублей за 7 километров.

Я поинтересовался у Марины Лавыгиной, какие ещё услуги есть в их женском такси, кроме перевозки пассажиров и «автоняни».

— Курьерская доставка цветов клиентам. Работаем на постоянной основе с цветочными магазинами, — ответила она. — Налаживаем сотрудничество также с коммерческими частными центрами раннего развития детей.

— А курьёзные случаи в работе женского такси бывают?

— Случаются. Женщина как-то позвонила ночью, попросила купить и привезти пачку сигарет. А другая — пачку пельменей. Однажды мужчина заказал… баночку сметаны. Мы не стали ему отказывать. Сметана стоимостью 20 рублей обошлась ему в 200!

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры