издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пропавшие калории

У коммунальщиков отсутствуют стимулы к энергосбережению

О том, что принесло нам реформирование жилищно-коммунальной сферы, каждый может судить по своему кошельку. У большинства граждан он, несмотря на бравые заявления чиновников о небывалом росте ВВП, повышении зарплат, пенсий и пособий, становится всё тоньше. А коммунальная отрасль функционирует в режиме выживания.

Здесь ничего удивительного нет. Государство, которое в прошлом несло на себе расходы по содержанию и ремонту, в том числе капитальному, и восстановлению изношенной инфраструктуры, нынче ушло в сторону. Это драматическим образом сказалось на состоянии систем тепло- и водоснабжения, а процесс разрушения коммунальных сетей и жилых зданий может приобрести лавинообразный характер.

Пытаясь хоть как-то приспособиться к новым реалиям, в городах и районах продолжают эксперименты по созданию альтернативных эксплуатационных структур, ориентированных на конкурентную среду. Пока эти структуры заметных результатов не дали. «И не дадут, — считают некоторые специалисты. — Административно созданные коммерческие управляющие компании (УК) — лишняя надстройка. Навязан способ управления, при котором у структур, занимающихся эксплуатацией жилого фонда, отсутствует мотивация сделать хоть что-то лучше».

В расчётном листе по квартплате стоимость услуг жилищников (содержание и ремонт) составляет 8-12%, остальная часть поступает на счета водоканалов, тепло- и электросетей, автохозяйств. Управляющей компании ни к чему регуляторы температуры, балансировочные клапаны, шаровая арматура, счётчики… Между тем одна лишь модернизация инженерных систем в доме снижает затраты на их обслуживание до 50 и более процентов, экономит до 40% тепловой энергии и до 30% холодной воды. Однако нынешним управляющим компаниям эта экономия ни к чему: проще год от года повышать якобы «обоснованные нормы» затрат и периодически грозить выселением за неуплату.

Многие видят выход в том, чтобы убрать расщепление платежей, тогда появится мотивация, стимул к энергосбережению. «Никаких расщеплений не должно быть, — говорят они, — все деньги должны идти на счета управляющих компаний, пусть они рассчитываются с поставщиками тепла, горячей и холодной воды». Но руководители УК упорно заявляют: «Мы этого делать не будем». Ни одна из четырёх иркутских управляющих компаний не заключила договоры на потребление тепловой энергии. Парадокс?

Проблема состоит не в способе разнесения затрат на потребителей тепла, а в абсолютной величине этих затрат. Чтобы их сокращать, нужны новые технологии. А чтобы эти технологии имели смысл, нужны приборы учёта. Это единственное средство, с помощью которого потребитель может доказать поставщику тепла, горячей и холодной воды, что он действительно экономит и должен, соответственно, платить меньше.

— При нашей широте размаха, с которой мы транжирим энергию, 15-20% любой потребитель может получить, что называется, «голыми руками», — говорит руководитель фирмы «Вэкос» Сергей Вахонин. — Каким образом? Поставьте приборы учёта и получите необходимую экономию.

— И во что это обойдётся потребителю?

— У нас установка двух счётчиков (холодной и горячей воды) вместе с работой стоит 2,2 — 2,3 тыс. руб. Установили, пишите заявление в управляющую компанию о принятии приборов на учёт. В течение 10 дней они должны прийти и опломбировать их. Не пришли — бог с ними. Со дня установки вы платите по показаниям счётчиков.

Модернизация инженерных систем, установка приборов и регулирующей аппаратуры принесёт солидную экономию и городу. Прежде схема теплоснабжения городов утверждалась и корректировалась ежегодно. С перестройкой о ней забыли, хотя ситуация кардинально поменялась. Какие-то мощности исчезли (закрылись фабрики, заводы), а мы кричим «тепла не хватает», хотя половина его теряется по дороге к потребителю. О том, чтобы избавиться от столь серьёзных издержек, никто и не помышляет.

Вот лишь некоторые фрагменты бесед с руководителями муниципальных образований: «Какой у вас норматив холодной и горячей воды, сколько люди платят за тепло?» — «Ну, зачем мне это знать, есть службы…» — «А счётчики у вас в квартирах ставят?» — «Да, ставят, результат — отрицательный». — «Вот стоит 60-квартирный дом, у 20 хозяев установлены счётчики, а как остальные должны платить?». Как людям объяснить, что, не имея счётчика, они платят больше, если даже руководитель муниципалитета удивлённо вскидывает брови: «Не может быть…». А энергетики шутки не шутят: сколько на дом отпустили, столько и собрать должны. Это бизнес, а не благотворительное общество.

Пути модернизации теплоснабжения, водоснабжения и канализования включают в себя пакет мероприятий, главенствующий среди которых — точный учёт ресурсов (тепла и воды). Сколько говорим о проверке затрат, включаемых в коммунальные тарифы локальными монополистами, постоянном контроле за их ценами. И что же? Анализ договоров на поставки тепла, показания измерительных приборов показывают, что в сущности никаких изменений не произошло: объёмы отпускаемого тепла по-прежнему завышаются, и значительная часть наших платежей — это платежи за никогда не предо-ставлявшиеся услуги. Добавьте сюда потери в сетях (до 40%), которые тоже относятся за счёт потребителя. Может ли быть порядок и достаток там, где расходуют не считаясь, а нормы потребления устанавливаются по факту выданного количества тепла или воды?

Означает ли это, что коммунальная реформа не нужна? Отнюдь. Многое необходимо изменить, но действовать при этом нужно крайне осмотрительно, сообразуясь с условиями жизни людей. Вместо этого — тактика безудержного наступления на бюджет практически каждой семьи. Вся реформа сведена к повышению тарифов. Вот что сообщили редакции коллективы ООО «Надежда» и «Багульник» из пос. Михайловка Черемховского района: «Из ваших публикаций узнали, что стоимость 1 гКал выросла по области на 13%. Смеем вас уверить, что это не так. Нам с 1 января 2007 года повысили стоимость с 399 руб. до 930 руб., что составляет 233%. Нам крайне трудно было рассчитываться за оказанные услуги, кстати, далеко не качественные, по прежним тарифам, а теперь вообще…».

В Иркутске в рамках программы энергоресурсосбережения в прошлом году было выделено и освоено 20 млн. руб. В результате выполненных мероприятий по созданию локальной сети теплоснабжения в пос. Жилкино, закрытия угольных котельных и переключения тепловой нагрузки потребителей на централизованное теплоснабжение, устройства тепловых пунктов, оснащённых импортным оборудованием, эксплуатационные расходы Иркутсктеплоэнерго снижены более чем на 2 млн. руб. На 80 объектах Ново-Ленино применяются шведские технологии, которые экономят изрядное количество тепловой энергии. Ощутили ли это на своём кошельке граждане, дома которых подключены к этим технологиям? Какой же прок от всех этих новшеств, если мы как оплачивали, так и продолжаем оплачивать реформирование отрасли из своего кармана?

До недавнего времени 85-87 процентов иркутян аккуратно рассчитывались за своё жильё. Вопрос в том, смогут ли и в нынешнем году эти граждане, среди которых 350 тысяч с доходами ниже прожиточного уровня, быть столь же аккуратными и законопослушными?

Фото Дмитрия СИРОТКИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры