Аграрная корректировка
Должен ли бюджет вкладывать деньги в предприятия, у которых низкая рентабельность?
Вчера состоялось заседание комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области.
Ожидалось, что на заседании будет рассмотрен вопрос о личном подсобном хозяйстве в Иркутской области. Этот законопроект, внесённый депутатом от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Аполлоном Ивановым, вызывает нешуточный интерес как в области, так и в округе. Дело в том, что в округе вот уже семь лет существует практика выплаты материальной помощи владельцам подсобных хозяйств из расчёта тысяча рублей на одну дойную корову в год. Владельцы хозяйств, находящихся в других районах области, не прочь бы тоже получать «кормовые», а администрация области, похоже, к этому не очень готова. С другой стороны, отсутствие закона Иркутской области, который бы провёл эти деньги должным образом в бюджете, в итоге лишит этих денег и жителей округа. Однако сенсация не состоялась — председатель комитета Геннадий Нестерович проинформировал собравшихся, что депутат Иванов сообщил о своём недомогании, и вопрос был перенесён на 16 марта.
Впрочем, и без подсобного хозяйства аграриям было что обсудить: комитет заслушал заместителя директора департамента агропромышленного комплекса Юрия Бажанова. Он рассказал об изменениях, которые департамент готовится внести в государственную целевую программу «Развитие сельскохозяйственного производства в Иркутской области на 2006 — 2008 годы», принятую летом прошлого года. Суть корректировки — перераспределение 50 миллионов рублей, предусмотренных на выплату субсидий на реализацию зерна, на другие статьи.
Смысл этих изменений — расширить круг получателей государственной поддержки за счёт хозяйств, производящих зерно не на продажу, а для собственных нужд. Так, предполагается, что 14,2 миллиона будет добавлено к средствам в размере 88 миллионов рублей, предусмотренных для выплаты субсидий за фактически произведённое зерно; 1,3 млн. руб. перераспределено на субсидирование процентной ставки по пятилетним кредитам; 1,8 млн. руб. направлено на приобретение сельскохозяйственной продукции у населения (такая форма поддержки частных подворий, когда на бюджетные деньги закупаются корма, а затем у частников государство приобретает мясо и молоко, рассчитываясь уже бартером — кормами).
Наконец, почти миллион запланировали на поддержку выпускников сельскохозяйственных вузов, которые после окончания института готовы отправиться в деревню. Эти статьи расходов не вызвали возражений у депутатов. Дискуссия разгорелась вокруг той части средств, которую чиновники намерены потратить на помощь хозяйствам, имеющим теплицы и выращивающим овощи в закрытом грунте (24 млн. руб.), и направить на создание кредитных кооперативов (8 млн. руб.).
Ситуация с финансированием хозяйств, занимающихся производством сельхозпродукции в закрытом грунте, вызвала негодование депутата Гавриила Франтенко, который никак не мог взять в толк, зачем бюджету вкладывать деньги в предприятия, у которых низкая рентабельность. Действительно, тарифы давят, и в расходах тепличных хозяйств от 32 до 55% расходов — это оплата электроэнергии. Но не деньги у государства нужно просить, а проводить реконструкцию, внедрять энергосберегающие технологии и выходить на рентабельность: «Не надо в качестве критерия финансирования закладывать киловатты!». Юрий Бажанов заверил Гавриила Франтенко, что именно на реконструкцию производства и будут направлены эти средства. Но увидеть в планах финансирования чёткие критерии либо по объёмам производства продукции, либо по конкретным планам реконструкции депутаты так и не смогли. Не видел их, кстати, и департамент финансов Иркутской области, директор которого Ирина Бондарева лишь отметила, что «нам материалов по этому вопросу не представлено». На что Юрий Бажанов пообещал подготовить все материалы «к пятнице».
К пятнице, оказалось, будут готовы и материалы по созданию кредитных кооперативов. С ними ситуация и вовсе запутанная: кредитные кооперативы — это новое детище Минсельхоза, которое проходит в одном пакете с национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса». Идея базируется на допущении, что подсобные и фермерские хозяйства сегодня испытывают острую нужду в денежных средствах, однако не могут воспользоваться банковской системой кредитов, потому что их пугает необходимый залог имущества. Создание системы сельской кредитной кооперации должно, по замыслу Минсельхоза, облегчить хозяйствам доступ к кредитным ресурсам, в первую очередь «Россельхозбанка» и других кредитных организаций.
По словам Юрия Бажанова, механизм создания кредитных кооперативов таков: хозяйства создают кооператив, который вносит 200 тысяч рублей. Ещё 800 тысяч добавляет государство в рамках целевой программы, под эти деньги кооператив берёт кредит и предоставляет займы. Депутаты к такому полёту финансовой мысли оказались не готовы и поинтересовались, каким образом кооператив будет возвращать бюджетные деньги? Юрий Бажанов с подкупающей откровенностью заявил, что проработанного механизма возврата средств у него «пока нет, но если включите, то к пятнице сделаем». Ирина Бондарева не смогла прокомментировать финансовый проект департамента агропромышленного комплекса и на этот раз, и ей тоже было обещано представить все документы «к пятнице». А депутатам ничего не осталось, как перейти к следующему пункту повестки дня, отложив принятие решения на пятничное заседание комитета.