Свобода в рамках агломерации
Идея создания Иркутской агломерации вызывает всё больше разговоров. На минувшей неделе о ней говорили даже в Каннах: этот проект был презентован в рамках экспозиции Иркутской области на выставке коммерческой недвижимости MIPIM-2007. И, надо сказать, агломерация вызвала интерес у иностранных инвесторов. Однако в самой Иркутской области отношение к проекту неоднозначное. О том, насколько он реалистичен и нужен региону, мы разговариваем с депутатом Законодательного собрания Иркутской области, членом фракции «Единая Россия» Сергеем КУРИЛОВЫМ.
— На конференции политической партии «Единая Россия» в прошлом году в Красноярске обсуждался вопрос создания крупных городов на востоке страны. Сегодня в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — в регионах, испытывающих миграционное давление соседних государств, — нет ни одного города-миллионника. Поэтому идея губернатора Иркутской области Александра Тишанина, безусловно, заслуживает особого внимания не только региональных политиков, но и всей партии «Единая Россия» — эта идея отвечает тем задачам, тем проблемам, которые мы намерены решать.
— Но Иркутская агломерация — это проект, который не предусматривает строительства каких-то новых городов. Сколько людей здесь жило, столько и останется, просто называться это будет уже по-другому — словом «агломерация». И в чём же тогда её смысл?
— В том, что, во-первых, три города — Иркутск, Ангарск и Шелехов — будут развиваться по единому плану, появится определённая специализация: где лучше развивать туризм, где — промышленность, где — строить жилые микрорайоны и так далее. Эти города имеют и сейчас разную специфику: Ангарск и Шелехов обладают мощным промышленным потенциалом, Иркутск — культурный, образовательный центр, Иркутский район — замечательное место отдыха. И все люди, живущие в этих территориях, должны получить свободу в возможности выбора — где работать, учиться и отдыхать. А эта свобода появится, если люди смогут свободно перемещаться в границах агломерации, если для этого будут созданы удобные транспортные схемы, появятся новые дороги и другая инфраструктура.
Кроме того, нельзя забывать о тех инвестиционных преимуществах, которые даёт создание агломерации. Многие крупные компании размещают свои новые производства только в тех территориях, где имеются достаточные ресурсы, в том числе трудовые, и рынки сбыта. Когда мы говорим: стройте завод под Ангарском, там поблизости ещё два города есть — Иркутск и Шелехов, вот вам и трудовые ресурсы, и рынки сбыта, это звучит неубедительно. А если предлагать разместить производство в границах агломерации с миллионным населением — это уже совершенно другой разговор.
— Какие проекты могут скрепить Иркутскую агломерацию?
— Во-первых, это, конечно, инфраструктурные проекты — прокладка новых дорог и реконструкция старых, строительство нового аэропорта. Во-вторых, это создание особых экономических зон: туристско-рекреационной в Листвянке и промышленно-производственной под Ангарском. Это будут точки притока внешних инвестиций, а значит, здесь будут созданы новые рабочие места. Кто будет на них трудиться? Жители Иркутска, Ангарска, Шелехова и пригородных территорий.
Вопросы задавала Галина СОЛОНИНА
На снимке: Сергей Курилов