Такое не повторяется…
Во все времена было так. Спектакль заканчивался, звучали аплодисменты, актёры выходили на поклон, занавес закрывался. На этой минуте заканчивалась жизнь персонажей, которых мы только что видели на сцене. Усталые актёры снимали перед зеркалом грим, выходили из театра, вливаясь в жизнь уже обычными людьми. С этой минуты они были совершенно другими.
Прожитое этим вечером на сцене расстаяло в пространстве, исчезло. Лишь зрительская память будет хранить увиденный спектакль долго, а, может, он забудется скоро и исчезнет навсегда, будет стёрт новыми впечатлениями, а, может, останется яркими эпизодическими вспышками. Возможно, завтра, послезавтра или ещё позже спектакль повторится вновь. Всё снова вернётся, объединится, придёт в движение, но…Тот — вчерашний, позавчерашний или прошлогодний — спектакль не повторится никогда.
Такова судьба театрального спектакля. В нём свойство огня: пока горит, излучает божественный свет, греет, жжёт, сверкает. Погаснет — и остаётся лишь пепел…
Пребывая в таких раздумьях, я ждала начала репетиции спектакля «Хозяйка гостиницы» по пьесе Карло Гольдони «Трактирщица», над которой сейчас работает знакомый иркутянам режиссёр Олег Пермяков, поставивший в Иркутском театре им. Охлопкова много хороших спектаклей: это «Село Степанчиково и его обитатели», «Поминальная молитва», «Соло для часов с боем», «С любимыми не расставайтесь». И вот новая встреча. Входит режиссёр: «Здравствуйте, мои хорошие!» Так встречал у Шекспира Гамлет бродячих комедиантов. Спокойно, мирно, улыбаясь, проходит к режиссёрскому столику в зрительном зале. Что бы ни говорили о том, что время обновляет театр, я знаю, что это делают живые люди — талантливые, мужественные, терпеливые, настойчивые…
Прежде всего, это режиссёры. Благодаря им становится понятно, что такое опыт и традиция и что такое сила эксперимента в искусстве. Эксперимент — это всегда риск, это бесстрашие шагнуть за рамки чего-то устоявшегося, это всегда поиск и потребность в обновлении. Собираясь увидеть старинную пьесу с историческими костюмами, соответствующим времени оформлением и музыкой, я услышала современные ритмы: Рэй Чарльз, Джо Кокер… Как это впишется в ткань пьесы, созданной Гольдони в 18 веке, не будет ли она сопротивляться? «Мы не просто механически осовремениваем пьесу, мы переводим её на сегодняшний язык, на сегодняшнее время и ритмы, на сегодняшнюю ситуацию, т.к. историй, происходящих в наше время с такими же женщинами, как Мирандолина, предостаточно. Главное в классической пьесе — это найти для неё современный театральный язык», — сказал режиссер.
Началась репетиция, и я увидела, как преобразилась сцена, вернее, всё на ней осталось по-прежнему: частично выставленная декорация, детали костюмов на актёрах, но рабочая обстановка репетиции сразу наполнилась смыслом, появилась атмосфера, в которой жили эти персонажи, они повторяли мизансцены, проходки, мимолётом успевали улыбнуться кому-то в кулисы, отпускали ироничные реплики, вспоминали текст, уходили и возвращались, окликали кого-то, вскрикивали, переспрашивали о чём-то режиссёра, и всё это было так естественно, так осмысленно и живо…
Степан Догадин, вернее, его персонаж кавалер Рипафратта, получал отказ Мирандолины и с разбитым сердцем, но не теряя достоинства, удалялся в глубину сцены, исполнив при этом темпераментно, азартно свой коронный финальный эротико-танец; засл. артист Яков Воронов, исполняющий роль графа Альбафьорита, опираясь на трость и лукаво, недвусмысленно подмигивая кому-то невидимому в зале, думал, что его герой всё равно ни в чём не проиграл, потому что он в этой жизни никогда не проигрывает, даже если ему даёт отставку такая красивая женщина, как Мирандолина (ей же хуже); а засл. артист Владимир Орехов и его персонаж, прижимистый и бережливый маркиз Фирлипополи, недоумевал и озабоченно вздыхал о том, как женщины легкомысленны и недальновидны. (Упустить такого жениха, как он? Ну не расточительство ли это с её стороны?)
Каждый актёр был наполнен своим персонажем, каждый оправдывал его и любил, даже если персонаж этот был далеко не безгрешен. А Мирандолина, актриса Евгения Гайдукова, торжествовала и внутренне праздновала свою победу над незадачливыми женихами, над их спесью, чванством, надменностью… Я видела, что актёры работали с удовольствием, с блеском в глазах, а музыкальные номера исполняли с особенным удовольствием и азартом. Красивы и изящны танцы Ортензии и Деяниры (актрисы Надежда Савина и Марина Елина). Ярко, острохарактерно выстраивают своих персонажей студенты театрального училища Алексей Орлов, Анатолий Чернов, Василий Конев.
Теперь наступает момент, когда режиссёру нужно собрать, соединить, связать воедино всё, что уже сделано и найдено, что ещё предстоит открыть, ничего не упустив, и то, что режиссёру предстоит собрать в итоге, состоит из очень разных материалов: идей, слов, настроений, актёрских эмоций, характеров, стилей, манер, костюмов, ритмов, красок, возгласов и нервов… Что-то зримо, наглядно, материально, но что-то лишь улавливается на слух, удерживается памятью. Из всего этого «материала» вскоре будет создан спектакль.
Театр — наш собеседник. И только тому, кто его любит, он открывается по-настоящему. И нет числа этим открытиям. Накануне 27 марта, Международного дня театра, хочется поздравить всех, для кого театр стал профессией и домом — актёров, режиссёров, многочисленные службы театра и, конечно же, всех тех, кто любит театр, т.е. вас, зрителей, кто ежевечернее заполняет зрительные залы, кто плачет и радуется вместе с героями спектаклей, кто ликует и страдает, умирает и воскресает вновь. Мы поздравляем всех вас и приглашаем на нашу очередную премьеру в театр им. Охлопкова на спектакль «Хозяйка гостиницы» знаменитого венецианца Карло Гольдони в постановке режиссёра Олега Пермякова. Премьера состоится 24, 25, 27 марта.