издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пожарная опасность

Всю прошлую неделю в разных регионах страны оплакивали жертв техногенных катастроф, унёсших жизни 172 человек. Техногенные катастрофы становятся фобией современных россиян. По данным ВЦИОМ, в вопросе защиты жизни и имущества 46% респондентов опасаются пострадать как раз от пожара или взрыва. На второе место ставят теракт (23%). А на ураганы и наводнения приходятся 17%.

Причиной техногенных катастроф оказывается «человеческий фактор». Красноречивой иллюстрацией этого является смерть стариков в Краснодарском крае. 62 человека в станице Камышеватская погибли из-за того, что пожарным пришлось час ехать из районного центра. Обывателю был предъявлен традиционный список причин происшедшего: деревянные перекрытия, старая проводка, панели, выделяющие при горении ядовитые газы, и персонал, не знающий, как себя вести во время пожара. Вдобавок ко всему собственной пожарной части в Камышеватской нет, есть ведомственный пожарный расчёт птицефабрики, находящийся всего в 15 километрах от интерната, сообщают СМИ, но выезд запретил директор, посчитавший, что его не оплатят.

Было бы наивно полагать, что Иркутская область застрахована от подобных трагедий. Вот официальная статистика. За последние пять лет в пожарах погибло более 2 тыс. человек, уничтожено 10,2 тыс. строений, 167 тыс. кв. метров жилой площади. Огонь нанёс ущерб в размере более 600 млн. рублей. Первый заместитель начальника ГУ МЧС по области Станислав Омельянчик на одном из официальных мероприятий назвал основной причиной этого показателя неудовлетворительную противопожарную защиту населённых пунктов. Слово «неудовлетворительное» звучит так часто в отношении вопросов людской безопасности, что уже давно никого не пугает.

А испугаться есть чего. Например, радиус досягаемости пожарных частей до возможного объекта возгорания по нормативам должен составлять 3 километра. А в Иркутске он кое-где превышает 9,5 километра. С учётом пробок расстояние смертельное, утверждают пожарные. Ведь время, за которое машина должна доехать до места возгорания, не должно превышать четырёх минут. Четырёх минут человеку достаточно, чтобы задохнуться в дыму. По области радиус досягаемости пожарных частей в среднем составляет 10-15 километров. А если вдаваться в частности, то пожарным придётся преодолеть 90 километров, чтобы добраться до Баракшинского психоневрологического диспансера в посёлке Уйгат Тулунского района. Или 35 километров до Будановского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в посёлке Ключевой, что тоже в Тулунском районе. Состояние дорожного полотна на периферии множит путь на часы. В том же Братском районе, не самом дремучем в Приангарье, в семи населённых пунктах попросту отсутствует связь. У жителей не будет возможности даже сообщить о пожаре.

Один из пожарных чинов как-то пожаловался, что его служба вот уже десять лет ведёт переговоры о приобретении 50-метровой лестницы для тушения пожаров в высотных зданиях. Сегодня самая длинная лестница — 30 метров. «Достаёт до 7-8 этажа», — поясняет он. На то, чтобы найти в областном центре площадки для организации новой пожарной части, ушло несколько лет. На сегодняшний день пожарные подразделения оснащены оборудованием для проведения спасательных работ только на 8%.

Один из моих собеседников, непосредственно связанных с органами пожарной безопасности, высказал опасения, что в скором времени из управления начнётся массовый отток инспекторов, всерьёз напуганных решением Гагаринского суда Москвы, осудившего на два года инженера первого райотдела госпожнадзора ЮЗАО Москвы, отвечавшего за состояние общежития университета Дружбы народов, где в 2003 году в огне пострадало 156 человек и 44 погибло. «Ведь сложнее всего быть строгим с государственными учреждениями, которые лицензируются и обещают к определённому сроку исправить ситуацию», — пояснил он. Вот цифры: к началу нынешнего учебного года из 1156 общеобразовательных учреждений только 631 школа соответствовала нормам противопожарной безопасности (54,3%). Ни одной школы не было принято в связи с нарушениями норм обеспечения безопасности в Свирске, Черемховском районе, в Тайшетском и Чунском районах. Но и занятия в них запрещены не были.

Теперь добавлю, что Иркутская область уже несколько лет входит в «черный список» МЧС. По прогнозу министерства, в 2007 году Приангарье рискует оказаться в «тройке» регионов, где может произойти наибольшее количество техногенных и природных катастроф. Может быть, это повод для региона, где 13 лет не возникало пожаров, в которых гибли десятки людей, подумать о том, что они реальны. Современные люди убеждены в своей способности встретить любой риск. Это явное заблуждение в одно мгновение разрушает трагический случай. Когда случается беда, становится бессмысленно даже говорить о каких-то «превентивных мерах», которые могли бы предотвратить случившееся. Но «беспричинных катастроф» не бывает даже в природе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры