издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Студент — «товар» штучный

Мой собеседник Виктор Рыков — начальник департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы администрации губернатора Иркутской области. В 1971 году он закончил Иркутский сельскохозяйственный институт, работал завкафедрой экономической теории, проректором по учебной и научной работе. Доктор экономических наук, профессор. Подготовил девять кандидатов наук, опубликовал более ста научных работ. Заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии высшей школы. В своих публикациях разрабатывал вопросы актуальных проблем Сибирского региона, обобщал опыт работы сельхозпредприятий.

— Виктор Михайлович, выступая на Днях науки в «Сибэкспоцентре», вы сделали акцент на том, что делается сегодня в регионе в связи с инновационными процессами, какова роль в этом областной администрации: проводятся конкурсы инноваций, выделяются средства для поддержки академических институтов и т.д. Но основная проблема в том, что отсутствует сам механизм взаимодействия создателей новых технологий с теми, кто обеспечивает их использование, то есть с теми, для кого инновации, собственно, и разрабатываются.

— К сожалению, это так, и это большая проблема для всей страны, а не только для нашей области. И потому нужен закон, создание правовой базы и экономической среды для того, чтобы снять эти проблемы.

— Ну, а как эти вопросы согласуются с тем, что науку субсидирует государство, оно вроде и должно «заказывать музыку»…

— Вот тут не должно быть никакого формализма. Фундаментальные науки и должны оставаться в ведении Минобрнауки, Академии наук и т.д. Но при этом надо иметь в виду, что институтам совсем не помешают разработки для своего края. И они их будут делать, уверен, с большим интересом, вопрос лишь в том, чтобы бизнес тоже в них был заинтересован. А вот этого-то интереса крайне мало. Тут всё непросто (рынок — он и есть рынок), но надо искать и находить выходы. Составленный департаментом подробный план позволяет увидеть направления, в каких мы предполагаем работать.

— Я думаю, и недавно прошедшая выставка «Инновации для экономики и социальной среды» показала возможности наших институтов, университетов. И, конечно же, НИИ.

— Безусловно. Я назову хотя бы некоторые направления. Свои инновационные разработки представляли все институты ИНЦ СО РАН. Тематика инновационных проектов весьма широка: развитие топливно-энергетического комплекса и минерально-сырьевой базы, рациональное природопользование, экология, проблемы Байкала, новые технологии, материалы и оборудование. Многие разработки, представленные на выставке, полностью готовы для внедрения, некоторые получили поддержку в различных инновационных конкурсах. По обилию идей и результатам их продвижения можно судить о том, что сегодня учёные более активно ищут формы реализации итогов своего труда. Много лет СИФИБР занимается созданием различных технологий выращивания растений, клонированием их. Сейчас появляются проекты производства элитных семян, биоудобрений, создания питомника элитных роз, внедрения технологии выращивания ремонтантной гвоздики с использованием гидропоники. Эти разработки особо привлекали внимание.

Много посетителей собиралось у стендов Института химии СО РАН, на которых были представлены лекарственные препараты нового поколения. Специалисты интересовались возможностями лазеров, созданных в Иркутском филиале Института лазерной физики, промышленными технологиями Института геохимии, разработками Института систем энергетики, среди которых, например, была схема объединения нефте- и газопроводов Сибири, Центральной Азии и стран АТР, она важна для определения наиболее перспективных направлений экспорта.

Немало работ выставляли и наши университеты, институты, с большим интересом рассматривали экспозиции молодые люди — студенты, школьники.

— Какие бы вы назвали направления главными в работе департамента?

— Ну, во-первых, я назову время реализации основ этих направлений (пусть оно пока будет приблизительным) — это 2010-й год. Ну, а что же главное в них? Это формирование инновационной системы; совершенствование механизма реализации государственного регионального заказа, приоритетного в интересах социально-экономического развития области; совершенствование высшей школы на основе потребностей экономики, а значит, и населения области; подготовка управленческих кадров.

В рамках реализации закона «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности» проведены конкурсы инновационных проектов по наиболее значимым и важным из них (к сожалению, обо всех нет возможности рассказать даже в большой статье). Скажу только, что из областного бюджета ежегодно на реализацию проектов выделяется 9,4 млн. рублей.

— Виктор Михайлович, вашим департаментом представлена весьма солидная программа по задачам и проблемам развития инноваций в области. Названы цифры, конкретные предложения и предприятия, где работа идёт более или менее успешно. И оптимизм, что дело продвигается вперёд, имеет базу. Но вот что я прочёл на эту тему в одной из статей: «Несмотря на позитивную динамику и более быстрые темпы развития инновационных процессов в Иркутской области по сравнению с общероссийскими, показатели инновационной деятельности и в России, и в Иркутской области значительно отстают от аналогичных показателей в экономически развитых странах, где около 60% прироста валового внутреннего продукта обеспечивается за счёт инновационной деятельности…»

— Да, по мнению многих руководителей и специалистов предприятий Иркутской области, основными факторами, препятствующими инновациям, являются недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства, практическое отсутствие законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, высокая стоимость нововведений, экономический риск, длительные сроки окупаемости инноваций. Это серьёзные основополагающие проблемы, и разом избавиться от них очень и очень непросто. Но это вовсе не значит, что решение названных вопросов невозможно.

Высшая школа и бизнес

— Виктор Михайлович, согласитесь, пока у нас эти понятия мало сочетаемые…

— Увы, это факт. Хотя в условиях рыночной экономики, да ещё при отсутствии государственной системы распределения выпускников, должна резко возрастать роль промышленных предприятий, корпораций в подготовке кадров для работы на своих предприятиях. Предприятия должны ясно и более полно обозначить свои потребности в специалистах с высшим образованием и планировать размещение заказов на подготовку кадров в вузах региона.

Зарубежный опыт показывает, что участие бизнеса в поддержке системы образования прежде всего способствует обновлению материально-технической базы вузов, получению студентами современного и качественного образования. В российских условиях, при недостаточном объёме финансовых ресурсов у государства, участие бизнеса ещё более важно и актуально.

— Ну и где же выход?

— Государство, властные структуры через налоговые и другие льготы могут стимулировать вложение бизнесом средств в образование.

Наиболее ярким примером такого сотрудничества стало создание Ассоциации выпускников Иркутского государственного технического университета. Некоторые ведущие компании создали ряд специальных фирменных лабораторий, отвечающих самым современным требованиям, оборудованных новейшими приборами и установками. И не только. Ассоциация оказывает значительную помощь в развитии физкультурно-оздоровительного комплекса университета, создании газеты для выпускников ИрГТУ, развитии учебно-образовательного телевизионного канала и т.д.

В ИрГТУ основной формой сотрудничества с бизнесом стало заключение договоров в различных областях образовательной деятельности, включая подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации, создание профильных классов в общеобразовательных школах (ИркАЗ-класс в г. Шелехове и т.д.); научно-исследовательской и инновационной деятельности, в социально-культурной и физкультурно-оздоровительной работе.

Здесь регулярно проходят презентации ведущих компаний большого бизнеса. За последнее время в ИрГТУ прошли презентации таких ведущих представителей большого бизнеса, как ОАО «Иркутскэнерго», ОАО НПК «Иркут», ОАО «АНХК», ОАО «Саянскхимпласт», ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Бурятзолото»… С ними заключены договоры о взаимном сотрудничестве, крупными корпорациями созданы фирменные лаборатории, оснащённые современным оборудованием и служащие гарантией высокого качества подготовки специалистов.

— Значит, если захотим, то можем?

— Да, исходя из понимания, что современные знания ориентированы на применение высоких технологий, получение которых требует больших затрат, а также учитывая, что большинству образовательных учреждений не под силу создание мощных корпоративных учебных центров коллективного пользования. Более того, такое решение экономически выгодно как для образовательных учреждений, так и для бизнеса. Объясняется это двумя факторами: первый — высокотехнологичное оборудование стоит очень дорого, и практически ни одно учреждение региона самостоятельно не сможет его приобрести. И второе — коллективное использование значительно повышает эффективность такого уникального оборудования; значит, есть гарантия, что оно не будет простаивать. Кроме того, такие центры могли бы стать эффективными «базами» разнообразных инновационных разработок с последующим внедрением в экономику региона.

— Как меняется у нас рынок образовательных услуг?

— Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в Иркутской области ведут сегодня 12 государственных вузов, 16 филиалов государственных вузов, 2 негосударственных и 8 филиалов негосударственных вузов.

Из двенадцати государственных вузов области восемь имеют статус университетов, в том числе один из крупнейших вузов Восточной Сибири, в котором обучается более 30 тысяч студентов, — Иркутский государственный технический университет; классический вуз Иркутской области — Иркутский государственный университет и один из престижных экономических вузов России — Байкальский государственный университет экономики и права.

Выпускники здесь получают дипломы по более чем 200 специальностям технического, экономического, естественно-научного и гуманитарного профилей.

Общая численность студентов на всех формах обучения в вузах в 2005 году составила 141300 человек; 82% из них — это студенты государственных вузов области, 12% — филиалов государственных вузов области, 16% — негосударственных вузов и филиалов негосударственных вузов.

По сравнению с 2000 годом численность студентов в вузах области сегодня увеличилась более чем на 40 тысяч человек. Рост численности обучающихся наблюдается в основном за счёт возрастания в структуре высших учебных заведений объёма платного образования. Вместе с этим в государственных вузах области на протяжении 10 лет сохраняется постоянное количество бюджетных мест.

Уже сегодня в 12 вузах и филиалах вузов Иркутской области осуществляется подготовка бакалавров по 60 направлениям, подготовлены документы на открытие ещё 20 направлений. Шесть наших вузов готовят магистров по 22 направлениям, заявлены на лицензирование ещё 25 направлений. Всё это отвечает современным требованиям, так как все вузы с 1 сентября 2007 г. должны перейти на двухуровневую подготовку.

— Нужны ли нам новые специальности?

— Да, нужны. Ежегодно администрацией области согласовывается открытие в вузах области более 20 новых специальностей высшего образования. За последние три года вузы области начали осуществлять подготовку по самым актуальным из них.

Сегодня особое внимание должно быть обращено и на формирование научно-педагогического персонала. В ряде вузов средний возраст преподавателей уже достигает 50 лет, хотя иркутский вузовский центр располагает развитой сетью аспирантуры и специализированных научных советов.

Нужно стимулировать привлечение молодёжи в науку. Это можно сделать, поддерживая талантливых учёных и студентов через назначение дополнительных премий и стипендий, подготовку и проведение молодёжных научных конференций, предметных студенческих олимпиад. Так, ежегодно 89 студентам иркутских вузов выдаётся премия губернатора области в размере 10 тыс. руб. Кроме этого талантливая молодёжь вузов и НИИ участвует в конкурсе на премию губернатора по науке и технике, получая пять премий по 50 тыс. руб. каждая.

Беседовал Борис АБКИН, «Восточно-Сибирская правда»

На снимке: Виктор Рыков

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры