Спектакль для одного актёра
Об очередном способе «отъёма» денег у школьников
Недавно нас, студентов педагогического университета, направили на практику в одну из иркутских школ. Наслушавшись от старшекурсников различных баек из области студенческого фольклора, мы с замиранием сердца переступили порог учебного заведения. Но о том, что в школе может быть так забавно, мы даже и не догадывались. В первый же день практики мы обратили внимание на одно небольшое объявление на стенде с расписанием уроков. Хотелось бы привести его текст полностью: «В нашей школе состоятся лекции под названием «Кто не с нами, тот против нас» (о вреде наркотиков). Лекцию проводит актёр-эксперт Август из Москвы. Классным руководителям обеспечить явку всех учащихся».
Удивил тот факт, что вход на эту лекцию был платным — двадцать рублей с одного ученика — целое состояние для среднестатистического иркутского подростка или, по крайней мере, вполне приличный завтрак в школьной столовой.
Мы с однокурсниками долго гадали, как связаны между собой театр и наркотики, но так и не пришли к определённому выводу. Решили просто сходить и посмотреть.
Через несколько дней после этого мы, как обычно, пришли в школу. Находясь в состоянии лёгкого ужаса из-за необходимости провести первый в нашей жизни самостоятельный урок, мы с облегчением узнали, что сегодня все ученики в приказном порядке снимаются с занятий. Сенсация в школьном мире! Из Москвы прилетел наконец знаменитый актёр проводить лекции. Мы, наивные, в ожидании потрясающего театрализованного действа с удовольствием пошли на эту лекцию вместе с нашими подопечными.
Итак, в кабинет бодрым шагом вошёл высокий человек в приличном костюме с бутылкой минералки в руке. Тоном, не терпящим возражений, он заставил всех учеников выключить мобильные телефоны и строго-настрого запретил фотографировать свою знаменитую физиономию. Звёздные причуды… «Бедняга, устал от бесконечных вспышек фотокамер», — подумали мы. Затем актёр приступил к работе. Он попросил детей посмотреть на него, потом на стену, на потолок и после этого пожать своему соседу по парте руку и пожелать ему удачи. Всё это дети повторили несколько раз, приготовившись внимательно слушать эксперта.
Напомним, актёр сам называл себя экспертом в области профилактики наркомании и, по его же собственным словам, отдал этому нелёгкому труду семь лет жизни. А на его авторских методах работы с детьми хотелось бы остановиться подробнее.
Сначала лектор долго и нудно рисовал на доске разнообразнейшие схемы отличия нормального человека от наркомана. Разобраться в этих рисунках не представлялось возможным. Скорее всего, он один понимал, что же это он там изобразил… При этом монотонно и невнятно что-то бубнил себе под нос.
Затем написал на доске определения тяжёлых и лёгких (с его точки зрения) наркотиков и привёл целый список дурманящих веществ. Видимо, он считает, что детям в седьмом классе знание полного перечня наркотиков жизненно необходимо.
Класс слушал без интереса. Тем более что у нашего актёра оказались явные дефекты речи. Слово «одноклассники», например, в его исполнении звучало как «одноКВасники». (Среди детей тут же появилось нездоровое оживление. Мы догадались, что очень распространённое в просторечии слово «квасить» в значении «пить горячительные напитки в шумной компании» нашим ученикам уже знакомо).
Но тут лектор начал рассказывать такие вещи, что всю нашу усталость и скуку как рукой сняло. Речь зашла о влиянии наркотических веществ на организм человека. Мы узнали, что в головном мозге находится целый калейдоскоп картинок, которые чисты и ничем не омрачены, когда мы здоровы, но которые тут же затуманиваются при приёме наркотиков. Наивысшим откровением для меня стали слова актёра Августа о том, что, оказывается, наш головной мозг покрыт толстым слоем жира, в котором, как у верблюда, откладываются все наркотические вещества. В эту жировую корку и вгрызается навечно наркотик. «Вы не смотрите, что наркоманы худые, — это просто весь жир у них сосредоточен в голове», — на этой ноте завершил эксперт свою беседу.
Я была потрясена этим открытием. Оказывается, как плохо я знаю анатомию: даже не предполагала, что мозг человека и горб верблюда имеют такое сходство! После лекции я позвонила знакомому доктору, специалисту высшей категории, чтобы узнать, как лично я могу воспользоваться этим замечательным, ранее неизвестным мне свойством мозга: способностью накапливать различные продукты и вещества. (Представляете, как удобно летом накапливать там, допустим, витамины, а зимой их экономно расходовать…) Специалист был не меньше меня изумлён таким «открытием»… Он категорично заявил, что никакого жира в мозгу быть не может.
Но вернёмся к лекции. Меня просто «покорили» педагогический такт эксперта по профилактике наркомании и его манера общения с детьми. Когда одна из школьниц, утомившись, посмела зевнуть, её сразу же поставили на место. Едкими, переходящими всякие рамки приличия замечаниями актёр унизил ребёнка на глазах у всего класса. Таким же образом «разделался» и с другим ослушником. Мальчик всего лишь попросился выйти в туалет. Лектор стал насмехаться и зубоскалить по этому поводу, пускаясь в пространные рассуждения о человеческой физиологии.
Итак, подведём итоги. На лекции присутствовало около 30 человек. Умножаем на 20 рублей. Неплохая получается сумма за сорок минут нелепых разговоров и озвучивания сомнительных фактов! В конце лекции дети спросили у актёра, в каком театре Москвы он работает. Август напыщенно помолчал, затем глубокомысленно обронил: «В знаменитом». Когда наши дотошные ученики стали вдаваться в частности, попросили уточнить всё-таки название театра, он вдруг заявил о том, что ни в каком театре он не работает, а просто закончил театральный институт и решил всю жизнь посвятить борьбе с наркоманией. При этом, когда мы попросили его в двух словах привести статистику заболеваемости наркоманией, он замялся и абсолютно ничего не мог сказать. А затем спешно ретировался, сославшись на чрезвычайную занятость.
Трудился эксперт в тот день, действительно, не покладая рук. За день его лекцию прослушало около десяти классов. Учителя, которые по долгу службы присутствовали на этом мероприятии, сказали, что все беседы были похожи одна на другую, как близнецы. В каждом классе актёр слово в слово повторял за-ученный назубок материал. И в каждом классе он так же унижал детей. За их же деньги. Если у учеников не было с собой необходимой суммы для оплаты труда московского специалиста, администрация школы заставляла классных руководителей вкладывать в благое дело профилактики наркомании свои личные деньги, чтобы потом на классных часах требовать этот долг с родителей. Бедные родители! Знали бы они, на что тратят деньги их ребятишки…
Вообще, как мы поняли из рассказа актёра-эксперта, он планировал целый цикл таких лекций. После выступлений Августа педагоги собрали в конвертик деньги и передали ему. А наш герой с сознанием выполненного долга величественно удалился. В следующую школу…
В региональном управлении наркоконтроля про этого «актёра» наслышаны. Хотя он приехал к нам из столицы недавно, уже успел обойти почти все школы областного центра. Буквально на днях специалисты наркополиции совместно с сотрудниками центра профилактики наркомании и членами общественной организации «Матери против наркотиков» проводили в одной из школ беседу с родителями. После выступления сотрудников слово попросил гражданин, представившийся Августом Алфёровым, руководителем общественной организации «Защити свою семью». В пламенной речи наш герой (а это был именно он) «изобличил» деятельность как органов по контролю за оборотом наркотиков, так и всех названных выше организаций. «Взяточники и коррупционеры» — самые мягкие выражения, которые использовал москвич. Затем он предложил присутствующим приобрести авторские брошюры стоимостью 50 рублей, в которых он рассказывает, как уберечь ребёнка от наркомании. И сообщил о своей готовности провести лекции и в этой школе за чисто символическое вознаграждение в размере пресловутых двадцати рублей с человека. Никаких документов, дающих право на проведение подобного рода профилактической работы, предъявлено не было. Сам Алфёров заявил, что работает в школах по направлению от управления образования города Иркутска.
Однако там пояснили, что этот человек действительно пытался получить разрешение на проведение в школах лекций, но ему вежливо отказали. Что, как видим, не помешало «актёру» бродить по школам и собирать богатый денежный урожай. Интересно, куда в это время смотрели руководители учебных заведений, позволившие «эксперту» проводить с детьми работу, требующую серьёзной подготовки и соответствующей квалификации?
Я решила провести своё небольшое расследование и заглянула в Интернет. Оказывается, организация «Защити свою семью» действительно зарегистрирована в Москве, только занимается она не профилактикой наркомании, а продажей продуктов питания. Август Алфёров является в компании «контактным лицом», в его обязанности входит работа с действующими клиентами и заключение договоров с новыми. Ничего не скажешь: актёр!
Прояснить ситуацию я попросила заместителя начальника регионального управления ФСКН России по Иркутской области полковника Олега ГОНЧАРА.
— В последнее время участились случаи, когда общественные организации, центры, отдельные лица пытаются под предлогом профилактики наркомании среди детей преследовать свои цели: извлечение прибыли, самореклама, навязывание собственной морали, идей. Предлагаемые методики, как правило, не прошли научной апробации и государственного лицензирования, поэтому не могут быть рекомендованы для образовательных учреждений.
В школах, безусловно, существует потребность в проведении профилактических антинаркотических мероприятий. Этим и пользуются люди с улицы, вводя в заблуждение руководство образовательных учреждений, убеждая их в своих высоких профессиональных знаниях.
Случай с уроженцем Молдавии Алфёровым Августом Алексеевичем — из той же серии. От подтверждения полномочий, дающих право на проведение занятий с детьми, этот человек, называющий себя экспертом по наркомании, уклонился. Взимание платы за проведённые занятия свидетельствует, в первую очередь, о его коммерческом интересе, а не об озабоченности распространением в регионе наркомании.
Руководством регионального управления ФСКН и управления образования комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска подготовлено письмо директорам школ, где их внимание обращено на необходимость требовать подтверждения полномочий у тех, кто предлагает свои услуги по воспитанию детей. Руководители школ предупреждены также, что требование оплаты за оказание подобных услуг с учеников недопустимо.
Если у кого-то возникнут вопросы, связанные с этой проблемой, можно обращаться в отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики регионального управления Федеральной службы наркоконтроля по телефонам: 281-300; 281-222.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА