Технопарк: опыт сибирского вуза
О технопарке Иркутского государственного технического университета, как одном из крупнейших среди российских вузов, говорят уже давно. Что же он представляет собой, как организована его деятельность? Об этом рассказывает проректор ИрГТУ доктор технических наук Александр Федотов.
— В декабре 2000 года была утверждена концепция научно-технической политики нашего университета, которая предопределила переход на инновационный путь развития. Инициатор этого направления — ректор вуза, доктор технических наук Иван Головных. Основой для развития стали мощные научные школы, которые формировались в университете годами. Вот тогда-то и стал вырисовываться образ будущего технопарка.
В большинстве вузов сегодня наука делается ради науки, ради новых знаний. А Иван Головных считает, что любая научная деятельность должна приносить ещё и практический результат. Это может быть изделие, технология или услуга, то есть разработка, которая отвечает определённым требованиям, она должна быть востребована и конкурентоспособна. Но, как известно, вывести на рынок какую-либо разработку очень непросто. И мы задались целью создать такую структуру, которая помогла бы это осуществить. Причём средства за проданную на рынке инновацию должны были идти на развитие научных исследований. То есть схема действия такой структуры должна была быть замкнутой, самодостаточной, саморазвивающейся.
Как к этому шли? Сначала были созданы учебные научно-производственные центры (УНПЦ) со стандартным перечнем задач, как и для любой лаборатории: выполнение исследований, подготовка аспирантов, диссертаций, выполнение хоздоговорных работ, участие в конкурсах на гранты. А далее предусматривалась разработка наукоёмких технологий и услуг, выход на инновации. Необходима защита интеллектуальной собственности, и такое структурное подразделение тоже надо было создавать. И, конечно, нельзя было забывать об учебном процессе — главной нашей задаче.
Проблема была в том, где взять деньги, чтобы запустить эту систему, сделать её саморазвивающейся. Решили создавать в составе УНПЦ сервисные центры. В их работу чаще всего включались те же люди, которые разрабатывали инновации. Обратите внимание, первое время мы акцентировались не на наукоёмких разработках, а на тех, которые у нас были и могли быть востребованы. Например, мы могли предложить инструмент для горняков, высокоинтеллектуальные услуги для автомобилистов, различные разработки для строителей, авиаторов. Внутри УНПЦ можно было выполнять востребованные на рынке работы, внедрять малозатратные технологии и услуги. Они уже созрели, их нужно было только подтолкнуть. Сертификация товаров и услуг тоже хороший сегмент рынка, инжиниринг, консалтинг — всё для этого есть: и люди, и программное обеспечение, и методики. Пусть на первом этапе это были и ненаукоёмкие разработки, но их продвижение позволило получить деньги на дальнейшее развитие.
Высококлассных специалистов у нас достаточно, есть тесный контакт с Иркутским научным центром СО РАН, многие известные учёные работают и на наших кафедрах. Все выполняют свои задачи — наука, обучение. Но к ним прибавилась ещё одна — возможность продвигать свои идеи и зарабатывать деньги. Те лаборатории, группы, которые по этому пути пошли, сразу же решили свои финансовые проблемы. Как только сервисные центры заработали и услуги (повторяю, не инновации пока) ушли на рынок, цепочка нашей системы замкнулась, появились деньги на научные исследования, и результаты не заставили себя долго ждать. Стали появляться уже инновации, которые тоже пошли на рынок. Система заработала. И движущей силой её были те же преподаватели, студенты, аспиранты.
Каждую идею — в дело
Например, у нас есть передвижная лаборатория энергосбережения, оснащённая тепловизорами и другой современной аппаратурой. Она может обследовать любое помещение и даже с улицы «видеть», в каком месте есть утечка тепла. Эта лаборатория может также выполнять работы, связанные с системами обеспечения микроклимата и т. д. Если это и не научные разработки, то услуги, требующие определённых знаний, высокой квалификации специалистов.
Есть стенд, на котором с большой точностью проверяются различные тепло- и водосчётчики. Без организации производства можно использовать и другую разработку — уникальную технологию восстановления трубопроводов. Телеметрические кроулеры (система радиографического контроля) движутся по трубам и ищут повреждения, а специальные роторы «латают» их, наносят покрытие на внутренние поверхности. Работы можно проводить на глубине до 4 метров, не вскрывая трубопровод. Технология малозатратная, но уже наукоёмкая.
Ещё пример ячейки технопарка без организации производства — установка для дробеударного формообразования длинномерных панелей самолёта. Заданный профиль формируется при помощи дроби, действие которой дозируется компьютером. Поверхность при этом получается особо качественная. Установка сейчас внедряется на Иркутском авиазаводе, поступил запрос на неё и из Комсомольска-на-Амуре.
Когда УНПЦ работает в паре с сервисным центром, рано или поздно они обязательно выходят на продукцию. Технологии совершенствуются, рождается что-то новое, для которого уже нужно организовывать производство. Тогда создаётся предприятие наукоёмкого бизнеса. УНПЦ разрабатывает идею, предприятие превращает её в продукцию, а сервисный центр поставляет её на рынок. Причём возникает необходимость не только поставлять, но и устанавливать, осуществлять гарантийное и постгарантийное обслуживание. Все эти действия успешно выполняет триада: УНПЦ — сервисный центр — предприятие наукоёмкого бизнеса. Деньги за вырученную продукцию поступают частично на предприятие, частично — в УНПЦ.
Ещё пример — охранная система для автомобиля. Сейчас массовое распространение имеют системы на радиочастотном и инфракрасном диапазоне волн, но они, как известно, легко сканируются. А наша система создана на контактной основе, в ней есть своё ноу-хау. Другая продукция — стенд для диагностирования технического состояния автомобиля. На реализацию этой разработки мы выиграли грант областной администрации, получили 5 патентов и надеемся получить ещё. Вся конструкторская документация, электросистемы, системы управления, методики разработаны нашими специалистами. Оригинальна даже сама конструкция — использованы детали автомобилей, существующих стендов. Эта разработка получила медаль Всероссийского выставочного центра в Москве.
Недавно появился у нас опытный завод, на котором изготавливаются котлы высокой эффективности для обогрева. Их применение может втрое сократить затраты на теплоснабжение. Гордостью нашего технопарка является предприятие, которое занимается новейшими технологиями обогащения полезных ископаемых. Воспитанник известной научной школы Сергея Леонова профессор Константин Федотов создал сначала лабораторию, которая затем переросла в Научно-исследовательский институт технологий обогащения минерального сырья (ТОМС). Сегодня это мощнейшая структура ИрГТУ, известность которой давно переросла границы России. Для Якутии сделали обогатительные фабрики модульные, а сейчас делают целые заводы обогащения, которые поставляют за рубеж. Это наиболее раскрученное, яркое предприятие.
Теория обогащается практикой
Почему такие предприятия не отрываются от нас и не уходят в «свободное плавание»?
Они логично вписались в высшую школу. У предприятия нет проблем со специалистами, преподаватели обучают студентов и одновременно проверяют и реализуют свои идеи. Студенты проходят практику, за которую им платят конкретные деньги. Например, в ТОМСе они зарабатывают по 10-15 тысяч руб. Константин Федотов ввёл такое правило — ни один аспирант не выходит на защиту, пока не вывел свою разработку в жизнь. После защиты молодому кандидату вручают чек на 20-30 тысяч долларов.
И ещё. Одно дело — преподаватель теоретик, другое — преподаватель, уже пробивший свои идеи, добившийся успеха в рынке. Он чётко представляет, какие знания сегодня нужны. Когда читает лекцию по организации производства директор Опытного завода ИрГТУ доцент Игорь Шелехов, в аудитории мест не хватает. И учебный процесс, и научные исследования проводятся непосредственно в контакте с производством.
Есть у нас и бизнес-инкубатор. Мы проводим конкурсный отбор инновационных проектов, победителям создаём условия для доведения проекта до требуемого уровня конкурентоспособности. Предоставляем лабораторию, помещение, оборудование, помогаем в защите интеллектуальной собственности, размещении информации в сетях трансферной сети, экспонировании на выставках. Ежегодно выделяем 2 млн. рублей на финансирование таких наукоёмких проектов.
Сегодня в нашем технопарке 17 УНПЦ, 2 проектных бюро, 8 проблемных исследовательских лабораторий, которые работают с предприятиями наукоёмкого бизнеса. Есть региональный центр развития инновационной деятельности, региональная школа инновационного менеджмента, которая обучает решению задач коммерциализации научных разработок, трансферу технологий и т.д.
Иркутское ноу-хау
Схему действия технопарка шлифовали в результате движения, создавали, можно сказать, своё ноу-хау. Знакомились, конечно, и с устройством других технопарков, например, в Томске. Там всё устроено по-другому. Томский университет систем управления и радиоэлектроники больших успехов добился, имея мощную команду. Но и у них сначала не всё получалось. Потом создали бизнес-триаду — объединили разработчика, маркетолога и менеджера, и тогда дело пошло. Но, по опыту знаю, такая триада не всегда срабатывает, в каждом отдельном случае нужно создавать свою схему. А у нас как раз гибкая система, к каждой инновации мы подходим дифференцированно.
Правильную ли дорогу выбрали? Об этом, вероятно, можно судить уже по такой динамике: если в 2002 году технопарком было освоено 47 млн. руб., то в 2005 — 147, а в 2006 году — в два раза больше.
ИрГТУ трудился ни один год и вложил ни один десяток миллионов рублей, чтобы технопарк стал таким, как сейчас. Всё получилось, система успешно действует. Но почти все структуры технопарка работают в здании университета, а это не всегда удобно. У каждого предприятия, УНПЦ своя техника, оборудование. Мы решили всё это объединить в одном отдельном здании. Оно уже строится рядом с университетом, и в 3 — 4 квартале этого года планируем его сдать.
Технопарку будет предоставлено 6 тыс. квадратных метров площади. На первом этаже будет размещён выставочный центр и 6 модулей размером 12 метров на 6. При этом разделены они будут лёгкими стеновыми панелями, которые можно раздвигать. Здесь сможет разместиться любое малое предприятие. На 2 и 3 этажах тоже будут такие модули.
Известно, что знаменитая фирма NOKIA выросла на базе университетской лаборатории. И теперь маленький университет работает при огромной фирме. А почему бы и нам не попытаться осуществить нечто подобное?
Записала Галина КИСЕЛЁВА