Горячий сезон
Специалисты прогнозируют сложную пожарную ситуацию в лесах Приангарья
Вместе с пришедшим в Иркутскую область теплом в редакцию газеты начали поступать сигналы читателей об увиденных ими лесных и степных пожарах: что-то горело в УОБАО, кто-то видел много дыма в Ольхонском районе…
Не исключено, что кто-то из встревоженных людей действительно видел неконтролируемый огонь, но большинство, к счастью, ошибалось. К утру вчерашнего дня на территории нашей области ни одного настоящего лесного пожара официально зарегистрировано не было. Многие принимают за беду так называемые профилактические отжиги сухой травы, которые проводят опытные лесники как раз для того, чтобы защитить лес от уничтожения огнём. Между тем, по оценке специалистов авиационной охраны лесов, пожароопасный сезон нынешнего года может быть открыт в любой час: в южных районах высокая прошлогодняя трава уже достаточно высохла, чтобы вспыхнуть не только от забытого костра, но и от брошенной спички.
Весна — время года противоречивое. Всегда радостное и всегда несущее обострение существующих и появление новых, порой неожиданных, экологических опасностей и проблем, часть из которых перерастает в экологические беды, и даже катастрофы. Не случайно теперь уже традиционные общероссийские Дни защиты от экологической опасности начинаются весной, в конце марта. Многим памятны относительно недавние весенние катаклизмы прошлых лет, когда небольшие деревушки были практически полностью уничтожены лесными пожарами, а одна стёрта с нашей приангарской земли ледоходом. Весенние пожары и наводнения для нашей области — беды традиционные. Вот и нынче большая вода уже пришла во многие населённые пункты нашей области. Большой огонь в южных районах и в прибрежных байкальских лесах тоже на подходе.
В прошлом году в наших лесах было зарегистрировано около 1400 лесных пожаров. Огонь прокатился более чем по 120 тысячам гектаров. Но даже такие цифры считаются для нашей области довольно умеренными. Нынче специалисты прогнозируют гораздо более сложную пожарную ситуацию. Особенно на берегах Байкала.
Между тем с января нынешнего года крупное федеральное предприятие «Иркутская база авиационной охраны лесов», бывшее на протяжении многих десятилетий главным спасителем и защитником наших лесов от огненной стихии, директивным порядком прекратило своё существование. Говорят, что этого требует новый Лесной кодекс, с помощью которого федеральная власть окончательно сняла с себя ответственность за состояние российских лесов. На месте авиабазы охраны создаётся областное государственное учреждение «Иркутская авиабаза», учредителем которого выступило Иркутское агентство лесного хозяйства. По деньгам новая лесоохранная структура будет, разумеется, пожиже. По числу пожарных-десантников — поменьше. Жаль, что огненная стихия того не знает и приказам не подчиняется.
Впрочем, формально — изменения незначительные. Де-юре, на бумаге, всё легко и просто: распоряжение, приказ — и на месте одной структуры уже существует другая, с теми же функциями и похожим названием. Но на практике… Что будет на практике, узнаем скоро. А пока никто не знает толком, когда будет зарегистрирован новый устав, когда начнётся реальное финансирование авиабазы по постоянным, стабильным схемам, кто предоставит в аренду новой структуре воздушные суда… Известно только одно: если по югу области не пройдут хорошие дожди, то Приангарье и Прибайкалье вспыхнут скоро. Может быть, сегодня.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА