На сыр и маргарин наложили арест
Защищены ли сегодня покупатели от обсчёта, клиенты - от хамства, вкладчики - от обмана? Журналист Людмила Артемьева попыталась выяснить это в беседе с заместителем начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Иркутской области Людмилой ПЕЛЬМЕНЕВОЙ.
— В 2006 году специалистами отдела проведено 2650 проверок на потребительском рынке. Доля забракованного по производственным дефектам и маркировке товара остаётся очень высокой. Причины, на наш взгляд, следует искать в низкой профессиональной подготовке персонала и некомпетентности руководителей.
За различные нарушения к административной ответственности пришлось привлечь более двух тысяч руководителей.
— А на что чаще всего жалуются земляки?
— В прошлом году поступило 1296 жалоб. И 74% из них касались торговли. Покупатели в основном недовольны качеством товаров. Особенно — сложной бытовой техники, сотовых телефонов, мебели, обуви. Больше стало заявлений на продавцов, отказывающих в обмене некачественных вещей. При ремонте гарантийных изделий сервисные центры часто задерживают сроки. Например, поставка запасных частей на многие модели сотовых телефонов производится через Москву, поэтому их ремонт может затянуться месяца на три.
О том, какие товары торговля предлагает сегодня покупателям, красноречиво говорят цифры. Специалистами Роспотребнадзора в прошлом году забраковано более двух тысяч килограммов мяса птицы (31% проверенного), более полутора тысяч килограммов колбасных изделий (73,1%), 1260 кг рыбной продукции (почти 50%), 5500 штук яиц (88,7% ), 4167 кг кондитерских изделий (42,9); почти все проверенные трикотажные изделия.
Среди выловленного брака попадались такие образчики, как конфеты с червями Нижнетагильской кондитерской фабрики «Бригантина» или торты из Улан-Удэ с недостоверной информацией о дате выработки. Особенно много проблем возникало с товаром Красноярской продовольственной компании. Пришлось даже в краевое управление Роспотребнадзора направить письмо с просьбой усилить контроль за соблюдением законодательства в этой компании. Например, на сырах и колбасах, завезённых из соседнего региона, зачастую не указывается ни изготовитель, ни дата выработки и срок годности. По этим причинам сняты с реализации сыры «Пруссия», «Мимолёт», колбасы «Венгерская», «Московская», «По-татарски». Браковался также маргарин «Супер», «Просто Мария», «Сто жар» из-за нарушений маркировки и ГОСТа.
Особое внимание уделяется контролю за оборотом алкогольной продукции. За 2006 год Роспотребнадзором проведено 614 проверок. Основные нарушения — несоответствие качества требованиям стандарта и отсутствие документов, подтверждающих безопасность напитков и легальность оборота.
Вызывает тревогу высокий процент выявления непродовольственных товаров неизвестного происхождения. Как правило, документов на них нет, поэтому поставщика установить невозможно. Продавцы объясняют, что закупают швейные изделия, верхний и бельевой трикотаж на оптовых рынках Москвы.
— Кто ещё защищает интересы потребителей?
— Управление Роспотребнадзора подписало 21 соглашение о взаимодействии с муниципальными образованиями области. Кроме того, проведено 187 надзорных мероприятий вместе со специалистами комитета по потребительскому рынку. Распоряжением областной администрации утверждён план мероприятий по развитию потребительского движения в регионе, где определены задачи и поручения на 2007 год всем организациям, защищающим интересы клиентов и покупателей.