издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Период полураспада экологического движения

  • Автор: Фёдор ДРОГУНОВ, руководитель информационного центра Росатома

«Период полураспада Чернобыльской АЭС составляет 10 тысяч лет!» Это заявление учителя физики, руководителя Байкальского народного фронта Марии Бурковой, сделанное в минувшие выходные дни на экологическом митинге, процитировали почти все средства массовой информации. Замечательная фраза. Она озадачила многих, кто более-менее разбирается в физике. Мария говорила о том, что Иркутскую область в связи с появлением Международного центра по обогащению урана ждёт такая же судьба.

Прежде чем обсуждать эту тему, нужно выяснить, что же такое период полураспада? Если объяснять просто, без научной терминологии, то период полураспада — это время, за которое от одного килограмма вещества остается полкило, а остальное преобразуется в другие вещества. При этом высвобождаются альфа- и бета-частицы и происходит электромагнитный импульс (гамма-излучение). Чем короче период полураспада, тем интенсивнее эти излучения, тем они опаснее. А чем больше этот период — тем меньше опасности представляет вещество. Получается, если период полураспада — 10 тыс. лет, значит, излучение — крайне неинтенсивное. Но это — физика (и учителю следовало бы в ней разбираться). Лучше поговорить о лирике.

Другие заявления, сделанные на этом митинге, так сказать, в гуманитарной сфере, были куда более одиозны. «Русские, спасайте Россию! Иркутяне, спасайте Иркутск! Не дадим козлам Иркутск! С нами Бог, а с ними, видимо, сатана», — скандировала всё тот же оратор. Вместе с ней это скандировали монархисты и многие другие.

Такой крен в экологическом движении не может не тревожить. И вот почему. Дело в том, что в Иркутской области действительно тревожная экологическая обстановка. Некоторые города признаются территориями экологического бедствия, например, Братск. В своё время депутат Госдумы Виталий Шуба даже пробил федеральное финансирование для этого города на выполнение экологической программы. Серьёзная ситуация в Усолье-Сибирском: тамошнее градообразующее предприятие «Усольехимпром» — старейшее химпроизводство за Уралом (это тот редкий случай, когда старость не вызывает почтения). До сих пор работает Байкальский ЦБК, загрязняя священное озеро. Свои рекорды бьёт и Иркутск — по степени загазованности воздуха. Свирск: до сих пор не решена проблема загрязнения мышьяком. И эти вопросы ни в коем случае нельзя списывать и замалчивать.

Однако получается как в старом анекдоте: околоэкологические политические силы ищут не там, где потеряли, а там, где светлее. Вместо того, чтобы решать действительно злободневные экологические проблемы, сейчас мобилизуются силы на большой поход против сибирской энергетики. В этом ряду — важные государственные проекты, такие как строительство Богучанской ГЭС и создание Международного центра по обогащению урана. При этом никто не гнушается подтасовкой фактов.

Например, глава Байкальской экологической волны Марина Рихванова — один из организаторов митинга — утверждает, что не выступает против АЭХК. Но её не устраивает создание Международного центра по обогащению урана. При этом известно, что сам центр — просто управляющая компания, которая ничего производить не будет. И работать будет под контролем МАГАТЭ (именно в этом случае на АЭХК появятся инспекторы этой влиятельной структуры ООН). «Нет, они нам не говорят всю правду», — настаивает Рихванова. Какую правду ищут экологи? Казалось бы, их правда — это объективные показатели: уровень загрязнения — атмосферные выбросы, загрязнение воды, радиационная обстановка. В этом плане АЭХК вообще не должно быть в поле зрения экологов, поскольку доля этого предприятия в выбросах всей промышленности Ангарска — 0,1%. Это столько же, сколько «загрязняет» Ангарская птицефабрика (к которой, к слову, у экологов претензий нет). Радиоактивная обстановка по периметру АЭХК — на уровне фона, то есть такая же, какая была бы и при отсутствии предприятия.

Так чем же продиктованы выступления экологов? Создаётся ощущение, что Байкальское движение, появившееся год назад на волне борьбы против намерений Транснефти проложить трубу в непосредственной близости от Байкала, сейчас переживает глубокий кризис. Очевидно, в движении наступил период полураспада… И теперь требуются свежие идеи, на которых можно опять набрать силу. А разве много «заработаешь» на старых заезженных темах типа БЦБК?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры