издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Семь раз отмерь…

Не только в Иркутской области, пожалуй, по всей России Ангарск остаётся единственным городом, который сохранил Художественный фонд Союза художников РФ. Правда, название его сегодня изменено, он стал муниципальным учреждением культуры «Художественный центр», что не изменило направление его основной деятельности. Как в советские времена, так и сегодня мастера центра следят за эстетикой внешнего вида города, его художественным оформлением. В небольшом зале своего помещения они организовали картинную галерею, в которой регулярно проводят выставки, рассказывают посетителям об изобразительном искусстве, делятся с юношеством секретами мастерства.

А начиналась деятельность фонда в 1951 году, когда Ангарск только получил статус города, был великой стройкой, возводившей корпуса заводов и кварталы жилых домов для рабочих будущих предприятий. Город изначально задумывался современным центром сибирской индустрии, поэтому наряду с архитекторами, на работу приглашались и художники. Первыми приехали выпускники Иркутского художественного училища Василий Дружинин, Владимир Тетенькин, Николай Козьмин, Альберт Кусс, многие другие, объединившиеся в художественно-производственную мастерскую Иркутского отделения Художественного фонда РСФСР.

Работы было непочатый край. Молодые люди оформляли клубы, «красные уголки», комнаты отдыха профилакториев, баз отдыха, занимались «наглядной агитацией», исписывая лозунгами километры кумачовых полотен. Говорят, первый директор фонда Семён Могилевич набирал тогда полный портфель заказов, загружая художников настоящей ударной работой. Но время оставалось и на творчество для души, вчерашние студенты, ставшие в Ангарске настоящими профессионалами, писали этюды и картины, работали в области декоративно-прикладного искусства. Творческая мысль художников не останавливалась, задуманное реализовывалось, результаты были впечатляющими.

В 1958 году в Ангарске открылась первая художественная выставка, на которой было представлено около трёхсот работ. Некоторые авторы к тому времени стали настоящими мастерами, хорошо известными не только в Иркутске, но и далеко за его пределами, участниками всесоюзных и республиканских выставок. Но таких художников было немного, в основном выставлялись молодые, надолго запомнившие это волнующее событие в своей жизни. Удивление испытывали и ангарские зрители, которые не предполагали, что в их молодом городе могут работать художники, тяготеющие в творчестве к реалистической манере письма и дерзкому эксперименту.

Немногие художники тех далёких 50-х годов сегодня живут в Ангарске, одни уехали из города, другие ушли в мир иной. Невосполнимой утратой стало упокоение души Николая Козьмина, Александра Шаталова, Василия Глушкова, Василия Дружинина. Художественный мир нашего региона потрясла смерть молодых Геннадия Дагаева и Юрия Митькина — художников, отличающихся неповторимой манерой письма, свободных людей в своих творческих устремлениях, умении в бытовых вещах увидеть поэзию мироздания.

Со дня основания художественной мастерской, сменяясь в поколениях, художники Ангарска исповедуют высокое предназначение в искусстве, стремятся к созидательному творчеству. Для жителей города очень важно жить в окружении подлинно художественных ценностей, формировать свои души в мире прекрасного. «Отцы города» на заре его становления оказались мудрыми людьми, приглашая в Ангарск специалистов не только технических профессий, но и мастеров изобразительного искусства.

Забота о художниках чувствуется в Ангарске и сегодня, правда, многое поменялось в их жизни, заработок «хлеба насущного» по изобретательности его поиска стал много сложнее. Во все времена художники были и остаются свободными от нормативной работы людьми, кто-то из них умеет зарабатывать деньги, но большинство не практичны. Чтобы зарабатывать, надо уметь «крутиться», но, как известно, «служенье муз не терпит суеты». Художественный центр остаётся единственным местом, где можно получить гарантированный заказ, а значит, и гарантированную оплату.

Например, член Союза художников и Союза дизайнеров России Сергей Назаров, будучи в составе Художественного центра, к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне стал автором мемориала «Голуби», установленного в Ангарске перед музеем Победы. Работа символична, в ней выражено стремление современного поколения к мирной жизни, благодарная память потомков за победу.

Для художников Ангарска участие в подготовке праздника Победы каждый год становится делом чести и профессионального долга. Как правило, работы выполняются группой мастеров, лидерами среди которых были и остаются два Геннадия — Козлов и Неупокоев, художники старшего поколения, неувядающие душой, служащие образцом творческого подвижничества.

Геннадию Козлову принадлежит серия работ «Ангарск строится», до 1961 года он работал в Иркутском книжном издательстве, иллюстрировал художественную и научно-популярную литературу. Выпускник Иркутского художественного училища, ученик блистательного художника Бориса Лебединского, вслед за мастером он стал продолжателем темы, посвящённой Сибири. Влюблённость в сибирский пейзаж выплёскивается на его холсты эмоциональным многоцветием красок, ярким и сдержанным сочетанием их тонов.

Геннадий Неупокоев, тоже выпускник Иркутского художественного училища, посвятил своё творчество Сибири, Северу и Дальнему Востоку. Портреты строителей БАМа, пейзажи Курильских островов, Камчатки — это образы его живописных работ, в которых художник становится ещё и поэтом, относящимся к природе, как метафоре жизни. Много картин, выполненных мастером, изображают виды Байкала в могучей силе его дыхания или мерной стылости водного покоя.

О художниках Ангарска можно говорить бесконечно, их много и каждый представляет собой неповторимую творческую личность. Те, кто вошёл в художественный центр, чувствуют себя социально защищёнными людьми. Но идёт время, меняются структуры административных построений, законодательство, влекущие за собой многочисленные реорганизации. Может возникнуть вопрос и о целесообразности работы объединения художников города, во всяком случае, такие опасения есть. Называясь муниципальным учреждением культуры, материальной поддержки от муниципалитета центр не имеет. В прежние годы выделялись небольшие суммы на оплату коммунальных услуг, но только для того, чтобы рассчитывались они по государственным, а не по коммерческим ценам. В этом году деньги выделены на мероприятия, которые заказывает у него отдел по культуре администрации района.

Директор Художественного центра Надежда Траншкина сегодня в растерянности, она не знает, какие преобразования ждут их учреждение, и точно знает: если его переведут в коммерческую структуру, они не выживут. Центр не сможет осилить налоги, платить за аренду занимаемого помещения, коммунальные услуги, не из чего будет выкраивать и зарплату трём штатным работникам, которые, собственно, и обеспечивают художников заказами. В свою очередь, художники не смогут содержать свои мастерские, если за них будут взыматься не только коммунальные услуги, но и арендная плата.

«Экспериментировать можно до бесконечности, — говорит начальник отдела по культуре Ангарского муниципального образования Елена Кириченко, — во всяком случае, в культуре они ни к чему хорошему не привели. Мы уже присоединяли поселковые клубы к одному муниципальному Дворцу культуры. Пока готовили документы (это длительный процесс), изменилось законодательство, и клубы пришлось вновь разъединять. То же самое произошло и с парком. Сначала его передали в аренду коммерческой организации, теперь придётся заниматься оформлением документов, чтобы вернуть его в муниципалитет. Слава Богу, мы избежали примеров некоторых городов России, в которых школы искусств были переданы в ведомство народного образования, что привело к заметному снижению уровня творческой работы. Поистине, «ломать — не строить», уничтожить много проще, чем сохранить.

Когда ставится вопрос о реорганизации того или иного учреждения культуры, я не устаю повторять, давайте вспомним пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Куда мы все торопимся, кого собираемся обгонять? Решение по реорганизации Художественного центра надо принимать продуманно, ведь мы имеем дело с творческими людьми. Как нам кажется, решение этой проблемы есть.

Сегодня в нашей области разработана программа поддержки народных ремёсел городов и районов Приангарья «Сибирь мастеровая», которая предусматривает создание мастерских, объ-единений, центров. В Ангарске ничего создавать не надо — центр есть. Необходимо только продумать структуру объ-единения народных умельцев, которых сегодня поддерживает государство, и профессиональных художников, оказавшихся на обочине его внимания. Противоречий в создании подобного союза быть не может, одни и другие занимаются нужным и очень важным для населения района делом».

Похоже, в Ангарске продумана структура муниципального образования, которая поможет создать благоприятные условия для творчества. Принципиальной разницы между умельцами и профессионалами нет, каждый носит высокое звание художника.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры