Театр без занавеса
Для чего в театре занавес? Чтобы отделять сцену от зала, от зрителей, дать возможность актёрам перевести дыхание, переставить декорации, а зрителям - размяться, посетить буфет.
На сцене Иркутского академического драматическом театре имени Н.П. Охлопкова во время двухчасового действа занавес не поднимался и не опускался, а зрители целыми рядами вставали и — нет, не уходили в буфет, а выходили на сцену, которая в этот день была предоставлена самодеятельному молодёжному театру-клубу-студии «Диалог». Диалоговцы поставили в этот день свой 31-й спектакль — сказание в двух частях, где в массовых шутливых сценах развернули прямо-таки героическую историю своего коллектива. Первый спектакль по пьесе Ольги Кучкиной «Страсти по Варваре» состоялся в обезглавленной Иерусалимской церкви, где тогда размещалось театральное отделение училища культуры, 7 апреля 1980 года. Диалоговцы, не открывавшие Библию, лишь потом узнали, что это был большой православный праздник — День Благовещения Святой Богородицы.
Первая часть юбилейного спектакля называлась «Хождение по мукам», вторая — «Земля обетованная». Очень в точку. Два года театр не имел прописки. Клуб железнодорожников пускал актёров под свою крышу один раз в неделю: нашлось окошко с 21:00 до 22:00. Театр обрёл кров в Доме культуры и техники Иркутского завода тяжёлого машиностроения, когда там освободилось помещение фабрики-кухни. Ребята обустроили это «не подлежащее ремонту» крыло здания под театр. Спектакли игрались там не то чтобы без занавеса, а вообще без сценического подиума: актёры находились на одном уровне со зрителями, которые в первом ряду прятали ноги под скамейки, чтобы не запнулись исполнители ролей, по ходу действия выходившие за пределы «рампы». И, наконец, постоянную прописку «Диалог» получил в Иркутском энергетическом колледже, куда театр вписался как культурно-развлекательно-досуговый центр колледжа, заполнив театральный вакуум полосы левобережья Ангары от высшей школы милиции до Академического и студенческого городков.
Начав с молодёжных по содержанию и окрасу пьес, диалоговцы за 25 лет прошлись по широчайшему диапазону драматургов. Среди самых взрослых, знаковых, сложных спектаклей — антифашистские «Физики» Дюрренматта, философически-примиренческий «Старший сын» Вампилова (кстати, в этих спектаклях играл один из первых диалоговцев Виталий Барышников, который потом много лет возглавлял областной комитет по делам молодёжи — вот так!) и поставленный к 20-летию театра спектакль по пьесе Булгакова «Зойкина квартира» (среди актёров — Юлия Корытная, которая некоторое время работала главным редактором газеты пенсионеров Приангарья «Мои года»). Диалоговцы дерзнули переосмыслить фирменный спектакль МХАТа, чеховскую «Чайку» (дебютировавшая в заглавной роли Наталья Орлова, повторив трудный путь Нины Заречной, потом вышла на профессиональную сцену театра Комсомольска-на-Амуре).
Нельзя не выделить экспромтный спектакль «Глоток чистой воды», поставленный — выплеснутый! — двадцать лет назад как смелый художественно-гражданский протест против партийно-правительственного решения о строительстве трубопровода для сброса стоков БЦБК в Иркут. Диалоговцы настойчиво, в разных аудиториях, со сцены и без сцены, играли этот спектакль много раз — до тех пор, пока в связи с массовым, первым таким в Иркутске открытым народным протестом это решение не было отменено. От «Диалога», наверное, уж лет десять назад отпочковался и вышел в самостоятельное плавание театр Александра Гречмана. Один из первых диалоговцев, придя туда мальчишкой, Саша развернулся как режиссёр, а, как известно, «двум медведям в одной берлоге тесно».
По экспертной, зрительской оценке в составе труппы «Диалога» — до трёх десятков юных, молодых и зрелых актёров и вспомогательного (необходимого, тоже очень даже творческого!) персонала, а всего через театр-клуб-студию прошло до двухсот человек, приобщившихся к этому искусству под творческим руководством организатора и бессменного руководителя коллектива Валентины Семёновны Просекиной. Среди них, кстати, оба её сына, Илья и Алексей (второй, ушедший в журналистику, стал лауреатом ряда премий за свои пьесы).
Театр стал для самодеятельных актёров и трудной работой, и радостью. Они учились общению — и между собой, и со зрителем, протягивая к нему серебряные нити добра.
Посещение театра даёт зрителям мощный энергетический заряд. А в день диалоговского праздника в нашем добром старом, несколько лет назад обновлённом, уютном здании облдрамтеатра, где вместе с юбилярами на сцене с приветственными мини-спектаклями выступила, никак не менее, четверть зрителей, этот заряд был особенно силён.