Садовое бремя
Садоводческим кооперативам нужна государственная поддержка
Садоводческие кооперативы с согласия государства возникли в 60 - 70-е годы. Это были детища промышленных предприятий, бюджетных организаций и учреждений, для создания инфраструктуры — электро - и водопроводных сетей, дорог — выделялись немалые средства. Цели были благие — производство овощей, плодов, ягод, основного источника витаминов, определяющих здоровье и долголетие человека, самоорганизация отдыха, воспитание трудовых навыков и любви к земле городского населения. Численность садоводческих кооперативов достигала 1320, они объединили 400 тыс. участков с общей площадью в 40 тыс. га.
Ситуация коренным образом изменилась с началом реформ в 90-е годы. Предприятия, учреждения, создавшие садоводческие кооперативы, их инфраструктуру, сами оказались в трудном финансовом положении или исчезли вовсе, исчезли органы, объединявшие их, — областной, городские, районные советы садоводов, городские отделы сельского хозяйства. В результате садоводы оказались один на один со своими проблемами и к моменту проведения областной учредительной конференции по созданию Союза садоводов в 2002 году жили без государственной поддержки более 10 лет.
Прекращение развития садоводческой инфраструктуры и коммуникаций, разрушение существующих инженерных систем, удорожание проезда к участкам, рост цен на семена, инвентарь, строительные материалы, рост обязательных платежей, целевых взносов и долгов по ним привели к тому, что новые садоводческие участки, полученные накануне реформ, не осваивались, а старые стали забрасываться. Таким образом, к моменту избрания общественного совета Союза садоводов положение садоводческих кооперативов можно было охарактеризовать как бедственное.
Чем диктуется необходимость государственной поддержки садоводческих кооперативов? Именно здесь и на приусадебных участках выращивается основная часть овощей, производимых в области, — около 90%, или 50 кг на человека в год. В овощеводческих хозяйствах области и фермерами выращивается овощей 25 тыс. тонн, или 10 кг на человека вместо 120 кг по научно обоснованной норме. То есть общее производство овощей в области не превышает 60 кг на человека и составляет половину от научно обоснованной нормы. Сказывается ли этот острый дефицит овощей на здоровье людей? Недостаток овощей, а следовательно, витаминов, — это болезни. Это планируемые в 2007 году 715 млн. рублей только на льготные лекарства, общие затраты на лекарства во много раз больше, не говоря о миллиардных затратах на строительство и оборудование как новых, так и старых больниц.
Такого бедственного положения с овощами в Сибирском округе нет нигде. Во всех областях и краях округа общее производство овощей овощеводческими хозяйствами и населением составляет 105-110 кг на человека в год, т.е. приближается к научно обоснованной норме. У нас оно должно быть увеличено вдвое. Где в ближайшие годы это можно сделать? Можно ли ожидать повышения производства в промышленном овощеводстве — в овощеводческих хозяйствах всех форм собственности? Думаю, что нет — из-за отсутствия орошаемых земель и, как следствие, из-за низких урожаев и низкой оплаты труда овощеводов.
Другое дело — садоводческие объединения. Здесь при наличии электроэнергии, воды, дорог, с поддержанием этих систем в рабочем состоянии, с обеспечением их охраны, прокатными пунктами малой техники, удобрениями, повышением уровня знаний овощеводов — это реальный путь увеличения сборов овощей вдвое, превращения садоводческих кооперативов из потребительских в мелкотоварные.
Что было сделано советом Союза садоводов за отчётный период? В основном усилия были направлены на выполнение постановления учредительной конференции — добиться государственной поддержки садоводов, приравняв их к производителям сельскохозяйственной продукции. На учредительной конференции 2002 года председатели садоводческих кооперативов справедливо отмечали, что по конституции все формы собственности агропромышленного комплекса равны, поэтому игнорирование садоводческих кооперативов, лишение их бюджетной поддержки — это нарушение конституции. Отмечали, что садоводческие кооперативы — наиболее эффективный сектор по производству овощей, плодов, ягод, картофеля.
В июле 2003 года во исполнение постановления губернатора Законодательному собранию была представлена программа о поддержке и дальнейшем развитии садоводства и огородничества области на 5 лет, в которой испрашивалась сумма в 4,5 млн. рублей в год на выставочные дела, учёбу руководителей садоводов. Программу депутаты не поддержали, мотивируя тем, что при запланированной сумме нельзя говорить о поддержке, а тем более о дальнейшем развитии садоводств. Депутаты Законодательного собрания прошлого созыва рекомендовали главному управлению сельского хозяйства на поддержку садоводств просить не четыре, а 50-60 млн. рублей.
За признание садоводов товаропроизводителями и государственную поддержку выступили кандидаты в депутаты на выборах в Законодательное собрание в 2004 году от регионального отделения Аграрной партии.
Намёки на государственную поддержку появились в октябре 2005 года, после депутатских дебатов в Законодательном собрании, которые были проведены по инициативе областного Союза садоводов депутатами-аграрниками. Было решено выделить садоводческим кооперативам из областного бюджета 14 млн. рублей, в том числе 10 млн. рублей — на охрану. Но против выделения бюджетных денег на охрану выступила якобы областная прокуратура. В результате садоводы получили финансовую поддержку лишь на проведение областной выставки в Сибэкспоцентре.
Достижением проведённых дебатов стало то, что садоводы за потреблённую электроэнергию стали платить как сельскохозяйственные потребители. Во второй половине 2006 года, точнее — в августе, были выделены 8 млн. рублей на землеустройство. 5 млн. рублей вскоре были сняты на повышенную оплату бюджетникам. Оставшиеся 3 млн. рублей также не были использованы по назначению из-за несвоевременной подготовки документов.
В настоящее время в программе развития сельского хозяйства Иркутской области на 2006-2008 гг. вновь запланировано выделение 4,1 млн. рублей, в том числе 3 млн. рублей на землеустройство садоводческих кооперативов. Землеустройство, связанное с надуманной приватизацией садоводческих участков, с уточнением границ кооперативов, — это огромные деньги. Даже если будет ограничение затрат на межевание, связанное с приватизацией садовых участков, до 3 тыс. 160 рублей, а у нас таких участков около 400 тыс., затраты садоводов составят более 1 млрд. рублей. Отсюда что такое 3 млн. рублей, которые должны быть закопаны в землю? Они никоим образом не повлияют на производство овощей, а тем более на их увеличение. Сохранение и повышение производства овощей в садоводческих кооперативах будет зависеть от финансовой поддержки в рабочем состоянии электро- и водопроводных сетей, дорог, от повышения производительности труда, от создания прокатных пунктов малой техники, повышения культуры земледелия — использования удобрений.
Конечно, было бы несправедливо говорить, что областная, городские администрации оставляют садоводов без всякого внимания. Есть льготы на проезд в садоводства. В этом году движение маршрутных автобусов в г. Иркутске началось с 15 апреля, или на полмесяца раньше, и закончится 15 октября, т.е. на полмесяца позже, чем обычно. За это мы должны быть благодарны депутату Законодательного собрания от Аграрной партии В. Бердникову.
Это и предоставление помещений клубам садоводов для проведения лекционных занятий, участия в выставках в августе и ноябре в Сибэкспоцентре. Именно клубы садоводов при отсутствии научных учреждений в области по овощеводству и плодоводству стали настоящими университетами профессиональных знаний и опыта. В области давно получили известность клуб садоводов имени Томсона (председатель Г. Дубович), «Садовод и огородник» (И. Васильев), «Надежда» (Л. Тимофеева), «Академия на грядках» (Е. Целютина).
Председатели садоводческого кооператива или товарищества должны всемерно способствовать распространению их опыта в получении высоких урожаев овощей, плодов, ягод. На выставках в Сибэкспоцентре клубы садоводов, их лучшие овощеводы награждаются дипломами, медалями, денежными премиями.
Следует заметить, что в проведении выставок активно участвовали специалисты главного управления сельского хозяйства, в числе которых особенно хотелось бы отметить сотрудников отдела по работе с крестьянскими, фермерскими хозяйствами, садоводами, возглавляемого А. Сериковым.
Считаю, что областной Союз садоводов имел возможность активно участвовать в обсуждении программ развития сельского хозяйства области и настаивать на выделении бюджетной поддержки для садоводов, так как его председатель является членом коллегии департамента агропромышленного комплекса. Члены совета выезжали в районы, отдельные садоводства.
Факторы, сдерживающие увеличение производства овощеводческой продукции в садоводческих кооперативах и товариществах:
1. Бедственное положение садоводов стало возможным из-за отсутствия властных структур, ответственных за состояние и дальнейшее развитие садоводческих кооперативов и товариществ. Такими органами на областном уровне должны быть департамент агропромышленного комплекса, на городском — мэрии городов с организацией отделов по работе с садоводческими кооперативами, а также сохранившиеся предприятия, организовавшие их. Самая большая и главная ошибка общественного Союза садоводов — это попытка заменить и подменить отсутствующие административные органы, т.е. так называемый административный ресурс, и решать накопившиеся проблемы садоводов при отсутствии их финансовой поддержки.
2. Второй фактор, сдерживающий увеличение производства овощей, плодов, ягод, — это изношенность и разрушение инженерных сооружений: электро- и водопроводных сетей, дорог.
3. Отсутствие профессиональной охраны в садоводческих кооперативах привлекает криминальные элементы, в результате идёт хищение, разграбление и уничтожение в садоводствах жизнеобеспечивающих инженерных сооружений и личного имущества владельцев участков. Правда, председатель Союза садоводов Р. Иванова подсказала мне, что в управлении внутренних дел г. Иркутска создан отдел садовой милиции и что якобы хищений и грабежей стало меньше. Это очень приятная новость.
4. Рост налогов. Введение в 2005 году единого социального налога 26% с увеличением налога на зарплату до 40,7%, как предприятиям, способствовало увеличению отчуждения средств садоводов на 50 млн. рублей. Следует отметить, что депутаты Законодательного собрания Иркутской области поддержали обращение в Государственную Думу депутатов Томского Законодательного собрания об исключении этого налога. Но пока депутатами Государственной Думы этого не сделано, и борьба за его отмену продолжается.
5. Растут издержки на поддержание участка для получения продукции, связанные с расходами на пиломатериалы, инвентарь, семена, саженцы, органические и минеральные удобрения, составляющие для владельца 10-15 тыс. рублей в год. Умножьте эту сумму на 400 тыс. участков. Получится 4-6 млрд. рублей в год.
Программа дальнейшего развития садоводческих кооперативов — это организация финансовой помощи из областного и городских бюджетов, предприятий, организовавших их и вставших, как говорится, на ноги для обеспечения эффективной работы трёх блоков, а именно: поддержка в рабочем состоянии и охрана их инфраструктуры — электро — водоснабжение, дороги; производство овощей, плодов, ягод с созданием прокатных пунктов малой техники и обеспечение удобрениями с целью повышения производительности труда и культуры земледелия; организация рынков для реализации продукции и закупки овощей через потребкооперацию с сезонной их переработкой.
Исполнение первого и третьего блоков полностью будет зависеть от бюджетных средств областного, городских бюджетов, средств предприятий и собственных средств садоводов на паритетной основе. Эффективность второго блока — собственно выращивание овощей — в значительной степени будет зависеть от членов областного Союза садоводов, квалифицированных специалистов в области овощеводства и плодоводства, от распространения и использования их знаний и опыта в садоводствах области.
Показателем их квалификации будет осуществление и реализация следующих разделов:
1. Селекционная и семеноводческая работа с овощными и плодово-ягодными культурами.
2. Изучение и разработка новых технологий производства овощей.
3. Проведение областных, городских выставок-ярмарок.
4. Издание местной научно-популярной литературы по овощеводству, плодоводству и по правовым вопросам.
5. Чтение лекций в клубах садоводов.
6. Кустовые семинары председателей и казначеев садоводств по правовым вопросам.
Садоводческие кооперативы заслуживают государственной поддержки как товаропроизводители, налогоплательщики и как наиболее эффективная кооперативная форма производства овощей, плодов, ягод. И сегодня такая поддержка зависит от воли исполнительной и законодательной властей области, исполнительной и представительной властей городов, от руководителей предприятий. Такая возможность существует уже почти 10 лет по ранее упоминавшемуся закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятому в апреле 1998 года. Председатели садоводств должны знать из 55 статей 4 статьи этого закона — 35, 36, 37, 38, по которым предприятия, бюджеты всех уровней могут возмещать 100% целевых взносов и 50% членских взносов, истраченных садоводами на ремонт электро- и водопроводных сетей, дорог.
Сегодня примером понимания проблем садоводов может служить мэрия г. Ангарска, выделившая в 2006 году из своего бюджета 1 млн. рублей, которые ангарским Союзом садоводов во главе с Л.А. Безвидной были потрачены на благоустройство дорог.
Государственная поддержка садоводческих кооперативов в Иркутской области будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности населения, улучшению демографической ситуации крупного промышленного региона. А это сохранение устоявшейся десятилетиями подлинно народной формы самообеспечения населения овощами, плодами, ягодами, формы самоорганизации отдыха, воспитания любви к труду и земле детей и внуков; сбережение миллиардных инвестиций населения для получения жизненно важной местной продукции высокого качества — овощей, плодов, ягод, определяющих здоровье, высокую работоспособность, долголетие жителей Иркутской области. Будет способствовать сохранению миллиардов личных сбережений садоводов, вложенных в строительство домов и надворных построек, огромного труда и средств, затраченных на освоение бросовых земель, не пригодных для сельскохозяйственного использования; миллиардов рублей промышленных предприятий, бюджетных организаций и учреждений, вложенных в инфраструктуру садоводств, сохранению рынков сбыта на различные материалы и услуги также на миллиарды рублей.
В заключение следует отметить, что владельцами садовых участков в настоящее время являются в основном пенсионеры. Максимум через 10 лет будет новое поколение садоводов. Готовы ли они нести всё возрастающие затраты по содержанию участков и получению продукции? Невольно возникает вопрос: а кто же обеспечит их овощами, если учесть, что овощеводческие хозяйства области всех форм собственности, о чём уже говорилось, выращивают 20-25 тыс. тонн овощей, или 10 кг на человека в год вместо 120 кг по научно обоснованной норме? Кто обеспечит детские сады, школы, больницы, общепит продукцией, определяющей здоровье и долголетие населения области?
Об этом и должны задуматься администрация губернатора, мэры городов области, депутаты городских Дум, депутаты Законодательного собрания Иркутской области.