издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Персональный стайлинг

Летом на иркутские дороги выходят тюнингованные автомобили. Прокатиться с ветерком выезжают хозяева эксклюзивных спорт-, шоу-каров и даже некоторые отчаянные обладатели ретроавтомобилей. Мастера, которые занимаются тюнингом, констатируют: ещё немного, и в Иркутске начнётся настоящий бум авто, которые переделаны по заказу. Спрос на тюнинг связан с повышением уровня жизни заказчиков, появлением новых технологий и возможностью выписать запчасти из-за рубежа. В психологических мотивациях авто- владельцев, готовых вкладывать огромные суммы в совершенствование «внешности» и «начинки» машины, разбиралась наш корреспондент ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.

Боевое крещение спорткара

Тюнинг «Мымры» (Toyota MR-2) Антона Соболева из Красноярска был одним из самых дорогих среди почти сотни экспонатов «БайкалМоторШоу». Мероприятие прошло в минувшие выходные в областном центре. Антон занимается поставками сельскохозяйственной техники, что позволило ему вложить в Toyota MR-2 порядка 750 тыс. рублей. Белый автомобиль 1994 года достался ему в стандартной комплектации. «Полностью переделан салон, установлены сиденья Recaro, аудиосистема McIntosh; кто знает, что это такое, тот поймёт, — перечисляет наш собеседник результаты полуторагодовой переделки. — Увеличен объём двигателя, заменена поршневая система, появилась новая турбина, интеркулер, блок управления двигателем, топливно-насосная система. Сейчас расчётная мощность двигателя составляет 360 «лошадей», можно сделать больше, но мне это не интересно». (Тем не менее, на фестивале был представлен Mark II с 1000 л. с. из Новосибирска. — Конкурент).

Стайлинг «Мымры» выдает в её хозяине страстного поклонника Ferrari. Машина покрашена в фирменный красный цвет с добавлением золотистого перламутра. «Оптика, которая установлена сзади, единственная в мире, я её сам придумал, — рассказывает наш собеседник. — Японцы называют её a la Ferrari, потому что она сделана под оригинал». MR-2 делалась для удовольствия, для езды летом, признался хозяин и с улыбкой отметил, что зимой выехал на ней «от силы раз пять».

Евгений Корешков из Иркутска готовит свою Subaru Impreza Cross Sport к серьёзным спортивным достижениям. Пока он вложил в автомобиль 1995 года выпуска порядка 7,5 тыс. долларов. Атмосферный двигатель 1,8 литра был заменён на турбированный двухлитровый, приварен каркас безопасности. Сейчас авто снабжено системой охлаждения интеркулера в двух вариантах, тремя блокировками привода, двумя турбинами, процессором, датчиками движения, чипом и новым комплектом амортизаторов — вот неполный список переделок. Из Subaru убрано всё ненужное, стёкла заменены на оргстекло, установлено спортивное сиденье, благодаря чему вес авто уменьшился на 250 кг — до одной тонны. Очередные доработки ждут спорткар уже в ближайшее время. 10 июня Subaru примет боевое крещение на горных гонках.

Иркутянина Алексея Брызгалова пойти на тюнинг своей Toyota Corona Coupe 1984 года подвигли обстоятельства. Двухлетние переделки обошлись ему в 100 тыс. рублей. «Машина досталась мне практически не на ходу. Родной двигатель автомобиля 3t-gteu испортили прежние хозяева, а в Иркутске таких не было, в итоге он был заменён на более мощный, — рассказал он. — В нынешнем году серьёзно занялся силовым агрегатом, потому что прежнего двигателя не хватало». Владельца не устраивал цвет салона, скучный серый и чёрный были заменены на успокаивающий голубой. Алексей поставил себе задачу — полностью восстановить внешний вид машины, он ремонтировал и искал оригинальные запчасти, подбирал запасные части от аналоговых машин, перекрашивал авто и покрывал его «антикором». Кроме того, был установлен новый двигатель 1g-gze. В итоге получилась единственная компрессорная Corona Coupe в мире.

Дизайн под четыре колеса

Первые услуги по тюнингу машин были предложены в Иркутской области 15 лет назад. В числе пионеров был руководитель дизайн-студии «Aerokit» Сергей Черняков, который специализируется на рестайлинге. Сколько машин прошло через его руки, уже и не считает. Кстати, работает он не только с автомобилями, но и с кораблями, самолётами и военной техникой, а накануне 9 мая по заказу ВСЖД делал тюнинг тепловоза.

«Как только появились иномарки, я начал занимался ремонтом бамперов и изготовлением оптики. Оптику в те времена достать было проблематично, поэтому приходилось что-то выдумывать, переделывать. А это — уже начало тюнинга», — вспоминает он. Первой машиной, которая попала в руки мастера для переделки, стал Ford Tempo, куда вмонтировали фары фирмы Volk. Глобальному тюнингу подверглась Toyota Supra чёрного цвета, получившая название «Бэтмен-мобиль». «Хозяин поставил широкие диски, в итоге переднюю часть машины забрызгивало грязью, — рассказал наш собеседник. — Сначала мы сделали накладки-расширители, потом — расширенные крылья и бампера».

Мода на тюнинг пришла в Иркутскую область после премьеры первого фильма про драгрейсеров «Форсаж», рассказал руководитель «Jass-Restyling Studio» Евгений Михлик. В телефонном справочнике можно найти координаты порядка 20 компаний, предлагающих услуги тюнинга, но серьёзно этими работами занимаются пять-семь фирм, каждая специализируется на одном-двух направлениях — рестайлинге, инжиниринге или внутреннем тюнинге. Наряду с профессионалами работает много кустарей-одиночек, которые могут прилепить на крылья наклейки или украсить фары «ресничками».

Евгений отметил, что особой конкуренции между компаниями не наблюдается. «Занимаясь тюнингом, сложно заработать большие деньги. Во всём мире ручная работа стоит дорого, в России за неё не готовы платить большие деньги, — рассказал он. — Значительная часть расходов идёт на детали и материалы».

Спрос на тюнинг эксперты объясняют повышением уровня жизни и появившимися технологиями по совершенствованию автомобилей. Каждый месяц в салоны обращается несколько десятков клиентов. За два года количество участников «БайкалМоторШоу» увеличилось больше чем в два раза — с 40 до 90. Сейчас на пике автомоды — двери, открывающиеся вверх, обвесы, разрезной капот в «жабрах»; расширение кузова, благодаря чему машина выглядит как спорткар. Новое направление — оформление подкапотного пространства при помощи расписанного подиума, которым закрывается двигатель.

Рулит и цвет авто — эксклюзивные краски, которые производитель продаёт ограниченным тиражом по цене несколько тысяч долларов, виниловые наклейки и аэрография. «Винил обойдётся в сумму от 6 тыс. рублей, аэрография на оба борта и капот — от 50 тыс. рублей до бесконечности», — рассказал дизайнер фирмы «Avtograf» Григорий Якупов. Последний писк виниловой моды — светоотражающая плёнка. В целом процесс тюнинга занимает от нескольких дней до одного-двух лет, причём всё это время машина может находиться в боксе.

Продам «Мымру» в хорошие руки

Психологи нашли ответ на вопрос, почему тюнинг так прочно вошёл в жизнь автолюбителей: каждый человек хочет выделяться. В России тюнинг стал популярным с массовым появлением на дорогах иномарок. «Когда все ездили на «Жигулях», считалось крутым просто иметь иномарку. Сейчас, чтобы выделиться, этого уже недостаточно», — предположил один из наших экспертов. Обеспеченному человеку мало просто обладать дорогой машиной, ему нужно, чтобы она была уникальной.

Мастера предупреждают: тюнинг затягивает их клиентов и превращается в практически бесконечный процесс. «Отдаёшь машину заказчику, он неделю поездит, привозит её обратно: опять хочет что-то переделать, — рассказал Сергей Черняков. — В итоге человек даже не помнит, сколько денег вкачал в собственное авто». Участники рынка рассказали «Конкуренту» об иркутских проектах, за которые их заказчики платили от 200 до 400 тыс. рублей, а машины нередко «кочевали» от одного мастера к другому.

Стремление и дальше совершенствовать автомобиль движет большинством участников «БайкалМоторШоу». В планах Алексея Брызгалова — бамперы, обвесы, аэрография и виниловые наклейки. Увлечённый автоспортом Евгений Корешков будет и дальше превращать свою Subaru Impreza в лёгкий, мощный и аэродинамичный автомобиль.

Машины для увлечённых автотюнингом стали не просто средством передвижения, а частью имиджа. Для них придумывают агрессивные или трогательные имена: Красный Дьявол, Убийца аккордов, Реактивный баклажан, Акула, Бешеная старушка, Хвостик.

С тюнингованными машинами хозяева расстаются крайне неохотно. Дело не только в том, что в них вложено много усилий и средств, — не все готовы приобрести автомобиль по адекватной, по мнению хозяина, цене. «Тюнинг — дело сугубо индивидуальное. Каждый делает так, как ему нравится — зеркала, оптику, — поясняет Антон Соболев. — Угодить кому-то очень сложно». Свою предыдущую Honda Legend он продал дороже, чем она обошлась ему с тюнингом, только благодаря тому, что нашёлся «такой же ценитель». Общая стоимость «Мымры», по прикидкам нашего собеседника, порядка 900 тыс. рублей. Хорошо, если удастся продать за 600 тыс. рублей, полагает он.

В ближайшие несколько лет рынок продажи тюнингованных авто в регионе вряд ли сформируется. Эксперты сомневаются и в том, что в следующие не-сколько лет появятся тюнинговые ателье, где можно будет сделать машину «под ключ» — провести рестайлинг, усовершенствовать «начинку» и салон. Основная причина — в нехватке специалистов и организаторов, заинтересованных в появлении подобных салонов, и невысокой стоимости ручной работы. А посему желающим полностью переделать машину придётся обращаться к разным мастерам по очереди.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры