Опора сибирской глубинки
Встреча, о которой хочу рассказать, происходила в музее истории Черемховского района. Руководители музея пригласили потомков учительской семьи Рубановских из села Бельск: основателям династии — Гавриилу Илларионовичу и Агнии Степановне Рубановским — посвящена одна из экспозиций музея. Их потомки, оказывается, не разлетелись, как часто случается, в разные концы страны, а остались в Иркутской области.
Съехавшиеся по приглашению хранителя фондов Николая Зубарева и директора музея Тамары Дорофеевой любители-краеведы посёлка Михайловка, села Бельск и города Черемхово с большим интересом слушали выступления специалистов.
Мне довелось быть на той встрече, познакомиться с на редкость дружной семьёй. И найти фотоснимок столетней давности. Вот эти семейные портреты. На первом — корни, положившие начало сибирской родословной в селе Бельск Иркутской губернии. В центре старинной фотографии сидит прабабушка Евгения. На другом — нынешняя крона двух «стволов», поднявшихся от истоков. Семейное предание передаётся из уст в уста и окрашено романтикой необыкновенной любви, жертвенности и воли к жизни. Представьте себе вторую половину девятнадцатого века, Черниговскую губернию России, юную красавицу Евгению — дочь высокопоставленного священнослужителя. Она влюблена в Степана, участника польского выступления против царского гнёта. Вместе с другими повстанцами ему определено наказание: ссылка в Сибирь. И умная образованная девушка, преступив отцовский запрет, едет, подобно жёнам декабристов, в неведомый край. По преданию, отец с амвона проклял свою непослушную дочь.
Поселение Степану было определено в Бельске, где у Евгении родилась дочь Агния. Но судьба не была благосклонна к молодым. Степана убило молнией. Подросшую дочку Агнию определили в Иркутский сиропитательный дом. Позже Агния окончила епархиальную гимназию. Сама же вдова вышла замуж за приказчика Бельского пивзавода и, по-видимому, совладельца магазина Александра Таксера. У них родилась девочка, которую назвали Женей.
Как складывались у Агнии отношения с отчимом, неизвестно, можно лишь предположить, что были они нормальные, принятые в приличных обывательских семьях. Гимназистку Агнию очаровал и сделал своей женой учитель и фотограф Гавриил Рубановский, то ли польских, то ли украинских корней. На стенде рядом с другими фотографиями — свадебная, на которой Агния и её муж Гавриил Рубановский в украинских костюмах. В Бельске Гавриил Рубановский был назначен директором мужского двухклассного училища, и, будучи сам хорошим музыкантом, художником, он создал в селе общество молодых просвещённых людей. Любительские спектакли, концерты вошли с той поры в быт Бельска.
Ну а младшую сестру Агнии, Евгению Александровну, присмотрел прибывший в Бельск агроном Константин Филатьев.
Как удалось установить потомкам, старинная фотография, которую вы видите на этой газетной странице, относится к 1914 году, так как на ней справа, в тени, сидит Александр Таксер, умерший в конце этого года. На руках у его дочери Жени — младенец Илья, родившийся в 1914 году. За спинами Жени и старейшины рода — прабабушки Евгении стоит Константин Филатьев в форме чиновника высокой категории и рядом с ним неизвестная родственница. Других детей на снимке нет. Но к 1914 году у Агнии Степановны (она сидит слева от прабабушки в белой кофте) и её мужа Гавриила Илларионовича (стоит слева в форменной фуражке и гражданском костюме) уже росла дочка Маргарита и родился сын Владимир.
Семьи сестёр Агнии и Евгении были неразлучны. На многочисленных снимках, собранных в красиво оформленных руками Гавриила Илларионовича альбомах, мы видим их в обществе сельских интеллигентов — врачей, учителей, урядника, дьякона и их жён.
В чёрные годы гражданского разлома их семьи в какой-то степени повторили судьбу героев романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Мужья сестёр оказались по разные стороны баррикад. Гавриил остался с «красными». Константин ушёл с «белыми», доверив, однако, своих детей Рубановским. Илья, тот самый младенец со старой фотографии, жил в семье Рубановских как родной сын. И взрослым оставался членом этой семьи. Он стал механиком, многие годы обучал на курсах трактористов молодёжь окрестных деревень.
На втором, современном, снимке слева стоит его дочь Евгения Ильинична (по мужу Попова). Эта ветвь передаёт имя Евгения как эстафету, как знак глубокого почитания и памяти о своевольной, гордой и мужественной черниговской бабушке. Евгения Ильинична живёт и работает учителем в городе Усолье-Сибирском, она уважаемый в школе человек. На встречу она приехала с внуком Ромой (он стоит справа в первом ряду).
Семья Евгении Ильиничны, как и её бабушки Евгении Александровны, очень дружна с современными Рубановскими. На современном фото потомки Рубановских представлены хотя и не в полном составе, но достаточно многочисленно. Это внуки, правнуки и праправнуки Гавриила Илларионовича и Агнии Степановны. Все, кого вы видите на снимке, — потомки Владимира Гаврииловича Рубановского, инженера и начальника угольной шахты, законсервированной после его смерти из-за сверхвысокой радиации, установленной в забоях. Эту трагическую страницу бельской жизни поведал участникам встречи Анатолий Владимирович Рубановский, внук Гавриила Илларионовича и сын Владимира Гаврииловича (стоит в центре, в галстуке). Он механик, бывший директор Усольской автобазы; после службы в Советской Армии работал на шахте, добился её радиометрической проверки и закрытия опасного для жизни предприятия.
Из Бельска семья Рубановских перебралась в Усолье-Сибирское. А после выхода на пенсию Анатолий Владимирович Рубановский поселился в Белореченске. На встречу он приехал с семьёй своего сына Станислава (слева от него). В первом ряду слева — внук Анатолия Владимировича Владислав.
Справа от Анатолия Владимировича стоит его сестра Лариса Владимировна, по мужу — Носенкова, заведующая городским отделом дошкольного образования в Усолье-Сибирском. Вместе с ней прибыли на историческую встречу в михайловский музей её дочь Марина (стоит справа от Ларисы) и внук Валерий (крайний справа). Эта веточка от древа Рубановских носит фамилию Дерёжко. Валерий — усольский школьник, Марина — врач-педиатр. Но все они знают по рассказам старших корни своего рода. Бабушка Агния запомнилась мудрой и доброй. Гавриила Илларионовича детская память не могла сохранить — его репрессировали в 1938 году, и он не вынес каторжных работ на строительстве Беломорско-Балтийского канала.
В потомках не угасло светлое чувство сопричастности к общей семейной судьбе. Разные фамилии вплелись в это огромное полотно. Но все потомки наделены незаурядными способностями, отличаются творческими устремлениями. И, что немаловажно, не прекращают поиск, пытаясь пойти в глубь родословной Гавриила Илларионовича Рубановского. Кто был Илларион Рубановский, связан ли он с польской ссылкой? Тайна пока остаётся неразгаданной. Если кто-нибудь из читателей найдёт что-либо связанное с этой фамилией, поделитесь с семьёй Рубановских, сообщите о своей находке в музей истории Черемховского района, расположенный в посёлке Михайловка.
Вам будут очень благодарны.