издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пусть нас услышат!

Какими бы специфическими ни были медицинские темы, обсуждаемые на конференции, они всё равно сопрягались с социально-экономическими проблемами нашего бытия. И даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, благополучие которого невозможно без принципиального изменения демографической ситуации в стране. Не случайно, открывая заседание «круглого стола», входящего в повестку первого дня форума, академик РАМН, председатель Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Сергей Колесников сказал: «Мы очень хотим, чтобы нас услышали».

Беря на себя смелость прокомментировать его короткую реплику, замечу: все участники длившейся более двух часов дискуссии позиционировали себя не только как известные в отечественной медицине специалисты. Они выступали как общественные деятели. В силу своих специальных знаний и огромного опыта более, чем кто-либо из нас, представляющие важность не просто репродуктивного здоровья нынешнего и будущих поколений россиян, но нравственных установок на нормальный брак, на семью и детей. Иными словами, всего того, без чего отвести от российского общества нависшую над ним опасность вырождения не удастся.

Наталия Артымук — д.м.н., профессор Кемеровской государственной медицинской академии:

— Несмотря на положительные сдвиги в социальной политике государства, складывается ощущение, что предпринимаемые меры всё-таки недостаточны. Очень важно предусмотреть облегчение материального положения большинства женщин после родов. Хотя бы узаконить для них неполный рабочий день. Потому что отсутствие женского вклада в бюджет на протяжении года или двух после рождения малыша больно сказывается на благосостоянии семьи. Но дело не только в материальных причинах, препятствующих появлению в семьях двух и более ребятишек. Дело ещё в моральном климате, царящем в стране. Голос врачей, да и вообще всех, кто озабочен будущим России, почти не слышен в какофонии, несущейся с телевизионных экранов. Разве нам, медикам, перекричать сегодня голоса телевизионных ведущих той же молодёжной передачи «Дом-2» или других, столь же не совместимых с нормальной этикой передач?

Любовь Колесникова — член-корр РАМН, профессор, директор научного центра медицинской экологии Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН:

[ title=»» pos=»abs» width=»40%»]
По предварительной информации Федеральной службы государственной статистики, потери в численности россиян за истекший год составили 561,2 тысячи человек, или 0,3% населения.

— Мы ведь, по большому счёту, не знаем, сколько бесплодных пар в Сибирском федеральном округе, в частности, у нас, в Приангарье. Такая «инвентаризация», то есть такие скрупулезные исследования стоят немалых денег. Которых у нас, к сожалению, нет. По этой же причине серьёзно не отслеживаем причины бесплодного брака. Они ведь не только в женской или мужской патологии. Сегодня сформировалось и завоевывает все больше сторонников так называемое «движение добровольного бесплодия». Молодые люди репродуктивного возраста отказываются от материнства и отцовства во имя личного «беспроблемного существования». И это движение ширится. В то же время отношение к многодетным семьям, мягко говоря, иронично-снисходительное. Если моральные приоритеты не удастся изменить, даже самые современные медицинские технологии, которыми мы владеем, не помогут. Потому что психология социума сильнее наших врачебных усилий. Могу привести пример Исландии — маленькой северной страны, в которой очень высок культ семьи. Государство питает этот культ, потому что отдаёт себе отчёт: без достаточного воспроизводства населения, маленькая страна и маленькая, по численности, нация обречены.

Ярослав Лещенко — д.м.н., зав. лабораторией мониторинга состояния здоровья матери и ребёнка центра медицинской экологии Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН:

— Хочу поддержать Любовь Ильиничну. Я бы назвал истоки бесплодного брака социально-психологическими. Считается, что главная причина малодетных семей или даже отсутствия детей в семье — социальная. Но это не совсем так. Нет духовной установки на рождение ребёнка — и тут корень зла. В академическом Институте труда и экологии, где я работаю, планировалось исследовать проблему бесплодных браков с точки зрения и статистики, и экономики, и морали. Увы, в последний момент выяснилось, что средств на такое исследование не оказалось. И мы ограничились малым: опросили семейные пары — замечу, благополучные семейные пары — родителей учащихся одного из ангарских лицеев. Выяснилось: из опрошенных нами супружеских пар 35% очень хотели бы иметь больше двух детей, но «отважились» на третьи роды только 5%. Среди отрицательных причин — неуверенность в завтрашнем дне, плохие отношения в семье, отсутствие поддержки властей, нестабильное материальное положение. Наособицу замечу, что в таком экологически сложном городе, как Ангарск, причина неблагополучия внешней среды — на одном из последних мест. Но я повторюсь: чтобы не блуждать вслепую, чтобы иметь чёткие ориентиры и концентрировать силы, медицинские и общественные, на самом трудном направлении, необходимы немалые средства. Их нет! А пока на умозрительном уровне можно говорить о том, что основными принципами семейной демографической политики должны быть: стимулирование рождаемости государством, преодоление бедности населения, регулирование рынка труда в интересах семьи.

Семён Круть — заместитель губернатора Иркутской области по социальным вопросам:

— Я не медик, мне сложно говорить о специальных вопросах. Но мысль о социальной поддержке семьи, об ответственности государства за судьбу детей, звучащая рефреном на нашем «круглом столе», представляется мне абсолютно верной. Да, на первом месте стоят социально-экономические проблемы, начавшиеся у нас с 90-х годов, которые мы сейчас только начинаем решать. Наши национальные приоритетные проекты нацелены именно на преодоление демографического кризиса. Другое дело, что они не оптимальны. На мой взгляд, в число национальных приоритетов следовало бы внести и государственную поддержку семьи. В этом случае многое стало бы на свои места. В частности, не вызывал бы дискуссии вопрос о том, в чьей компетенции судьбы детей и многодетных семей: верховной государственной власти или администрации субъектов Российской Федерации? Я считаю, это компетенция российского правительства и высшего нашего законодательного органа.

Вам, принимающим участие в заседании этого «круглого стола» участникам конференции, конечно, с медицинской точки зрения важнее проблемы здоровья будущих матерей и отцов, новорождённых и малолеток. Я же хочу обратить ваше внимание на ребят, достигших отрочества и даже юности. В конце концов, они — будущие отцы и матери! Сегодня в Приангарье 2105 детей-сирот, вышедших из детского возраста и имеющих право на жилплощадь. Требуется полтора миллиарда рублей, чтобы жильё им дать. Спрашивается, кто должен озаботиться этим — правительство России или местная власть? Мы сегодня дали квартиры 351 ребёнку. Оказывается, многих выселили за неуплату коммунальных долгов. А откуда молодой человек, едва достигший 18 лет и, в лучшем случае, только закончивший какое-нибудь училище, возьмёт эти деньги, если у него работы пока нет? Какой он вообще самостоятельный в свои 18 или 19 лет! Органы опеки не зря переведены на уровень субъектов — чтобы контролировали каждого ребёнка, каждую семью. Но по большому счёту за семью, за детей, особенно с трудными судьбами, отвечать должно правительство России.

Ещё один трудный вопрос — бедность россиян. Ведь это позор, что в нашей области более 20% населения существует ниже прожиточного минимума. Разве, имея такие материальные условия, можно создать крепкую семью, вырастить здоровую смену? Тут прозвучало, что женщины не хотят рожать, потому что они не уверены в завтрашнем дне. Это так. Если мы такое положение не изменим, ничего не добьёмся. Но изменить его можно только на уровне правительства страны и её законодательного органа.

Наталия Протопопова — д.м.н., профессор Иркутского государственного медицинского университета, главный акушер-гинеколог Иркутской области:

[ title=»» pos=»abs» width=»40%»]
Начиная с 2010 года ежегодный размер естественной убыли может превысить один миллион человек, а к 2025 году эта цифра имеет все шансы вырасти в 2 раза.

— Семён Викторович прав: женщины должны почувствовать государственную поддержку в своих стремлениях стать матерями. Пока мы ощущаем, что радикальных перемен в повышении рождаемости не произошло. Да и репродуктивные потери на территориях, входящих в Сибирский федеральный округ, никто не обсуждает. А нам необходим очень серьёзный такой анализ на каждой территории, расположенной за Уралом. Разве это не повод задуматься: всего 35% беременностей оканчиваются родами. Остальное — потери. Давно назрела необходимость объединить исследование этих горьких потерь в одно общее для всей Сибири научное медицинское направление. В Сибири своя специфика, свои болевые, отличные от европейской части России точки. Именно общность такого исследования может объединить врачей-практиков и врачей-учёных на всей территории Сибирского федерального округа.

Ещё один поворот темы. Будущий год объявлен Годом семьи. Но может ли быть крепкой семья, может ли быть здоровым потомство, если молодые люди начинают самостоятельную жизнь с трагедии? Не могу не привести хотя бы одну цифру: за минувший год в нашей области, по официальной статистике, которая не всегда отслеживает объективную картину, сделали аборт 3,5 тысячи девочек от 15 до 18 лет. Но потрясает даже не это, а то, что у половины из них аборт не первый! Что делать с ними, такими легкомысленными и наивными? Зачислить их в «трудные» и махнуть на них рукой? Или подать руку помощи, снабдив за счёт бюджетных средств контрацептивами, создав для этих девчонок, да и мальчишек, у которых свои проблемы, специальные молодёжные клиники? Расходы? Да, и немалые! Но ведь на одной чаше весов — репродуктивное и нравственное здоровье молодого поколения, а на другой — деньги. От того, какая чаша перевесит, тоже зависит будущее страны.

Светлана Кулинич — д.м.н., профессор Иркутского государственного института усовершенствования врачей:

— Если уж речь зашла об абортах, то не могу не сказать о том, что, к сожалению, именно аборты — наиболее доступное в материальном плане средство планирования семьи. Мы как-то просчитали, во что обходятся нашим женщинам противозачаточные средства. Если даже взять самые дешёвые, скажем, стоимостью 100 рублей в месяц, то полтора миллиона женщин, по той или иной причине воздерживающихся от родов, выкладывают из своего кармана в год … около 60 миллиардов рублей! А ведь контрацептивы стоят не 100 рублей, а в три, в четыре раза дороже! Наша кафедра акушерства и гинекологии института усовершенствования врачей предложила Иркутску свою специальную программу ранней диагностики рака. И программа начала работать! Улучшилось выявление предранних и ранних онкологических женских заболеваний — прямых следствий абортов. Но ведь делается всё на голом энтузиазме сотрудников нашей кафедры. На реализацию программы, в которой так нуждаются иркутянки, не выделено ни копейки. Вот оно, наше «репродуктивное здоровье»!

Александр Борголов — к.м.н., главврач республиканского перинатального центра (Улан-Удэ):

— Наталья Владимировна Протопопова привела удручающие цифры ранних абортов. Думаю, в Бурятии статистика не очень отличается от вашей. Но ещё совсем недавно мы гордились тем, что у бурятов нет «чужих» детей. Всегда находились хоть близкие, хоть дальние родственники, бравшие в свои семьи сирот. Увы, мы утратили эту прекрасную черту. Прошлый год показал: в бурятских семьях отказываются от родных детей, отдавая их в приюты, ничуть не реже, чем в семьях других национальностей. Проблема нравственности стоит столь же остро в бурятских сёлах, где ещё недавно была незыблема установка на многодетные семьи, как и в городе. Ну, а пьянство, как мужское, так и женское (но мужское — особенно), делает проблематичным здоровье появляющихся на свет малышей.

Сергей Колесников — академик РАМН, председатель Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, депутат Государственной Думы:

[dme:cats/]

— Более 20% бесплодных браков — это настоящая беда. Беда, о которой только в последнее время мы начинаем говорить вслух, обращать на неё внимание. Нужно признаться в том, что мы фактически упустили сегодняшнее репродуктивное поколение и наше внимание должно быть в немалой степени обращено на тех, кто будет создавать семьи через 10 — 15 лет. Оградить сегодняшних детей от цинизма и пошлости, правящих бал в средствах массовой информации; заботиться не только об их физическом, но и нравственном здоровье; вывести государственную заботу о семье на уровень приоритетного национального проекта — всё это, помимо узко специальных медицинских проблем, ляжет в основу принятых на нашей межрегиональной конференции решений.

Мы обращаемся к руководству Сибирского федерального округа и к главам каждой входящей в округ области с призывом разработать и принять за основу социально-экономического развития территорий программу демографической политики, основанной на объективных фактах и научном их анализе. Специалисты-медики готовы принять в разработке такой демографической политики самое активное участие. Лишь бы наш голос был услышан властью.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры