Третий лишний
Ситуация усугубляется тем, что большая часть всё ещё оставшихся посредников обслуживает инженерные сети, принадлежащие муниципалитетам. Следовательно, их руководство занято решением одной простой задачи — выбиванием средств из бюджета на покрытие своих растущих затрат неэффективно хозяйствующего субъекта. А вот предоставление качественных услуг своим потребителям, своевременный ремонт и модернизация сетей, расчёты с поставщиками и налоговыми органами являются для подобных организаций задачами второстепенными. Хотя, по логике вещей, всё должно быть наоборот. Ведь, как неоднократно подчёркивал глава нашего государства, мы должны платить не за сам факт существования неких коммунальных предприятий, а оплачивать вполне конкретные, осязаемые услуги. Впрочем, как раз оплачивают расточительство местных коммунальщиков наши граждане исправно. Проблема в другом.
Попытки «привести в чувство» отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выстроить прозрачные отношения между производителем и потребителем, убрав лишние звенья, предпринимаются на федеральном уровне уже давно. Но зачастую наталкиваются на противодействие на муниципальном уровне.
Одним из показательных примеров неэффективной работы посредника является Саянское теплоэнергетическое предприятие, которое снабжает тепловой энергией г. Саянск. Предприятие является муниципальным, средства на ремонт и поддержание сетей в надлежащем состоянии ограничены, поскольку не каждый год местный бюджет может позволить себе миллионные затраты на поддержание сетевого хозяйства, что в результате увеличивает риски возникновения аварийных ситуаций. Тем более тепловые сети в городе изрядно изношены и требуют капитального ремонта (согласно нормам срок службы сетей составляет 20-25 лет, саянские сети его уже достигли). Однако, по мнению мэра города А.Трухина, такая ситуация вполне допустима.
На одной трубе
Между тем для саянцев уже стала привычной ситуация, при которой вода из горячего крана нагревается постепенно и лишь через несколько минут достигает необходимой температуры. Подобный дефект теплоснабжения, кстати достаточно распространённый на некоторых территориях области, объясняется тупиковой схемой подачи воды. В отличие от циркуляционной (так должно быть в идеале), здесь подача воды происходит по одной магистрали, в то время как вторая находится в ремонте. Поэтому, прежде чем горячая вода попадёт в квартиры граждан, она успевает остыть в трубах. Очевидно, что подобная схема нерационального использования тепла не только затрагивает интересы населения, вынужденного мириться с недостатками в работе посредника, но и способствует снижению энергоэффективности.
Впрочем, СТЭП использует тупиковую схему подачи тепла вовсе не из-за технических причин, как можно предположить, а из соображений экономии. При «тупиковом» методе возрастает расход подпиточной воды, но сокращается непосредственно потребление теплоисточника, поскольку за тепловой источник приходится платить порядка 307 рублей за 1 Гкал, а за одну тонну подпиточной воды — 10,2 рубля. Соответственно, «лить воду» для СТЭПа в сумме получается значительно экономичнее. При этом расход ресурсов и такая тема, как энергосбережение, мало заботят посредника.
Не говоря уж об интересах потребителей. Так, управляющие компании в Саянске ведут журналы, где фиксируются жалобы потребителей. И основной проблемой горожан, как показывает эта отчётность, является низкая температура горячей воды, которая составляет примерно 30 градусов при норме 50-60 градусов. Впрочем, перепродавцы данные акты не подписывают, поскольку подпись на документе означает необходимость перерасчёта из-за недопоставленных энергоресурсов.
Опустошая городскую казну
Всё дело в том, что механизм работы Саянского теплоэнергетического предприятия построен на принципе аварийного ремонта, то есть только в случае обнаружения каких-либо неполадок в сетях начинается латание дыр (автолюбители хорошо знают эту технологию по ямочным ремонтам наших многострадальных дорог). Метод этот весьма ненадёжный и рано или поздно может привести, и приводит, к серьёзным авариям, что немедленно отражается на расходной части городского бюджета.
К примеру, в прошлом году случилась авария на канализационном коллекторе, на её ликвидацию были потрачены средства, которые при грамотной эксплуатации можно было бы направить на ремонт и модернизацию городских тепловых сетей. Сегодня затраты муниципалитета на поддержание сетей составляют порядка 10-12 млн. рублей, чего явно недостаточно и хватает лишь на авральный ремонт.
А ремонт проводится по следующей схеме: при возникающих авариях меняются конкретные повреждённые участки труб или накладывается несколько хомутов на течи, трубы закапываются, сверху закатываются в асфальт, проводится озеленение. В общей стоимости работ асфальтирование и озеленение составляют около 30-40 процентов. Буквально через несколько лет приходится вновь возвращаться к этим участкам, и снова тратятся огромные средства и силы, снова трубы закапываются, проводится асфальтирование и озеленение. И вновь потребители оплачивают всё это из собственного кармана. Получается некая пирамида в стиле Сергея Мавроди, при которой сумма необходимых инвестиций с каждым «ремонтом» становится всё больше, – сегодня на модернизацию саянских сетей требуется 30-40 млн. рублей.
Казалось бы, в этой ситуации Анатолию Трухину стоило бы вспомнить должность, которую он занимал в далёком 1985 году, когда был избран председателем городского комитета народного контроля. Но, видимо, в нынешних условиях мэру Саянска выгодна именно сложившаяся ситуация: ямочный ремонт — он и в Африке ямочный ремонт.