Очищение огнём
Иркутские белорусы устроили праздник в самую короткую ночь года
Более двух сотен человек видели живую русалку неподалёку от Иркутска, в районе Тальцов. Впрочем, в ночь с 23 на 24 июня в этом месте показывалась и другая нечистая сила. Она решила открыться в честь одного из древнейших языческих праздников - Купальле, который в самую короткую ночь года проводит иркутское товарищество белорусской культуры.
— Белорусы — одни из самых верных хранителей своей древней культуры, — убеждён председатель товарищества Олег Рудаков. — Праздник Купальле зародился более двух тысяч лет назад, но его смысл и обряды оставались всё это время неизменными. Суть Купальле в очищении огнём, водой и силами растительного мира. В 11 часов вечера разжигается ритуальный костёр, который не должен гаснуть всю ночь. Через него люди прыгают, затем готовят так называемый звар — отвар из 30 трав, которым угощает Купалинка – дочь бога солнца.
Древние белорусы верили, что эти процедуры очищают душу, заряжают энергией и здоровьем на целый год, защищают от злых духов. Каждый месяц общественной организацией проводится по два-три мероприятия, собирающих поклонников белорусской культуры. Основные и самые популярные — это сезонные праздники: осенью – дяды, зимой — коляды и весенний праздник пробуждения природы Хукане. Как и в большинстве языческих культов, особое место в них уделяется силам природы и нечистой силе.
Понятие «злые духи» для белорусов относительно. Например, языческий бог подземного царства Велес традиционно наводил на людей ужас, с другой стороны, ему же поклонялись и приносили жертвы, считая покровителем домашней скотины. Удивляет и другая особенность белорусов: ревностно соблюдая традиции, они умудряются быть одним из самых демократичных и веротерпимых народов. Этому есть объяснение: Белая Русь географически находилась едва ли не в центре Европы, и мирное сосуществование с другими конфессиями и народами было залогом мира. Москву это должно было только радовать. Однако Ивана Грозного возмущала идиллия между православными, католиками и протестантами. Мало того, что в свободное время они ходили друг к другу в гости и мирно общались за чашкой чая, так ещё и дружно веселились на антихристианских национальных праздниках. В те века это было выше понимания.
В 1903 году благодаря реформам Столыпина началась самая массовая волна миграции белорусов в Иркутский край. Они стали основывать поселения, сохраняя свой уклад и даже манеру строить дома. Так были образованы деревни Анучинск Балаганского района, Тургеньевка Баяндаевского района, Андрюшино Куйтунского района, Мариинск Заларинского района.
И сегодня выходцы из теперь уже другой страны учат редкой, как и в давние времена, терпимости и уважению к «чужим». Иркутское товарищество белорусской культуры сплотило более тысячи человек (только в областном центре около 250). При вступлении никто не заглядывает в паспорт для определения национальной принадлежности, не «тестирует» на знание языка. На деле исконных белорусов в этой общественной организации не так уж много, но один из самых романтичных и певучих народов умеет заводить и ценить друзей.
Фото Александра СИДОРОВА