издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чтобы помощь приходила вовремя

Поинтересуйтесь сегодня у пожилых людей в городе или на селе, куда они чаще всего обращаются за консультацией и советом по защите своих прав или за материальной поддержкой. Ответ будет одинаковый – в органы социальной защиты и в советы ветеранов. В этом нет преувеличения, потому что так сложились жизненные обстоятельства последних десятилетий в нашей стране, что эти организации оказались ближе всех к житейским проблемам старшего поколения – самой незащищённой части нашего населения. В нашей области, например, практика делового сотрудничества этих государственных и общественных организаций в течение многих лет приносит весьма ощутимые результаты.

Общественные комиссии по социальной защите при советах ветеранов всех уровней – наши постоянные и надёжные партнёры по организации и предоставлению доступных и качественных социальных услуг пожилым людям. Конечно, сами комиссии не могут напрямую влиять, например, на финансирование тех или иных социальных программ или появление новых социальных учреждений. Но их знание положения дел на местах, их информация об особо нуждающихся в помощи ветеранах, постановка проблемных вопросов перед исполнительными и законодательными органами часто помогают найти правильные решения. И нужно отдать должное, областной совет ветеранов вопросы социальной помощи пожилым людям держит под постоянным контролем.

Сотрудникам департамента социальной защиты населения и его управлений за последние годы не раз приходилось держать отчёт о своей работе и работе социальных учреждений и на пленумах областного совета, и на заседаниях его президиума. А членов областной комиссии по социальной защите мы, как говорится, знаем в лицо: неоднократно вместе проводили рейды-обследования по месту жительства, рейды-проверки работы социальных учреждений, вместе готовили отчётные материалы, отрабатывали целый ряд нормативно-правовых актов. Такое взаимодействие – большое подспорье в нашей работе.

Особенно это ощутимо стало в последние два года, когда в нашей области началось реформирование системы социального обслуживания населения в связи с передачей всех её полномочий из ведения муниципалитетов на уровень субъектов Российской Федерации. С 2006 года все учреждения социального обслуживания перешли в областную собственность. Поменялись структура управления, формы финансирования, введены новые стандарты социального обслуживания. Произошла и корректировка сети действующих учреждений. Это позволило изыскать дополнительные ресурсы для развития социального обслуживания и новых форм работы, для расширения ассортимента предоставляемых услуг. При введении этих новшеств учитывались замечания и пожелания ветеранских организаций на местах.

Сейчас в области основной объём работы по социальной помощи пожилым людям и инвалидам в нестационарных условиях берут на себя комплексные центры социального обслуживания. В 2002 году их было всего шесть, теперь – 21. Наиболее развитыми по своей структуре и охвату населения являются центры в городах Иркутск, Ангарск, Братск, Саянск, Черемхово, Усть-Илимск, в Нижнеилимском районе. Они включают в себя отделения и социальной помощи на дому, и специализированной помощи на дому, и срочной помощи, и отделения дневного и временного пребывания, и социальные гостиницы, и отделения социальной адаптации. Таким образом, в них представлен практически весь спектр социальных, бытовых, медицинских, психологических и других услуг. Ими могут воспользоваться ветераны и инвалиды, лица без определённого места жительства и освободившиеся из мест лишения свободы, а также дети из малообеспеченных семей.

Но самой востребованной формой социальной помощи является надомное обслуживание пожилых и инвалидов, то есть той категории людей, которые не могут обходиться без посторонней поддержки. Наши социальные работники, а их занято в этой форме обслуживания более 1,5 тысячи человек, проходят специальную подготовку, знают законы, связанные с правами пожилых людей, всю систему государственных и частных социальных, культурных и медицинских услуг. Они не только могут купить продукты, медикаменты, товары первой необходимости, оплатить жильё и коммунальные услуги, сделать уборку в квартире, но и помогут решить конфликтные ситуации. Всё это входит в гарантированные услуги. Оплата за них зависит от размера пенсии подопечного и соотношения её с величиной прожиточного минимума.

Есть и дополнительные услуги за отдельную плату. Тарифы при этом самые щадящие – от 1,5 до 5 рублей. В 2006 году этими услугами воспользовались более 10,7 тысячи человек, в большинстве своём – пожилые люди и инвалиды. Кроме того, в Иркутске, Братске, Ангарске, Саянске, Черемхове, Усть-Илимске и Ольхонском районе лежачие больные могут воспользоваться специализированной медико-социальной помощью на дому, которая оказывается по предписанию врача специально подготовленными медицинскими сёстрами.

К сожалению, до сих пор не решена проблема полного охвата всех ветеранов, нуждающихся в надомном уходе. Особенно остро она стоит в сельской местности. Сейчас по области очерёдность составляет более 600 пожилых людей. Но в центрах социального обслуживания не хватает персонала. Решить нам эту проблему предстоит не позднее 2008 года.

Как и организацию мобильной помощи пожилым людям в решении их социальных проблем самого широкого спектра. Эта тема последнее время активно обсуждается на разных уровнях в рамках единой социальной политики государства, обозначена в национальных программах. Старение населения – уже непреложный факт. И органам социальной опеки необходимо заранее готовиться к росту объёмов и видов услуг. В этом плане хорошо себя показала в области служба срочной социальной помощи. Она уже действует в 11 центрах социального обслуживания: кроме крупных городов, в Нижнеилимском, Черемховском, Усть-Илимском, Усть-Кутском районах.

Cлужба помогает ветеранам решить вопросы восстановления и оформления различных документов, получения льгот и гарантий, оформления пенсии и инвалидности, проводит различные юридические консультации, предоставляет материальную помощь в натуральном и денежном выражении. Этим видом обслуживания воспользовались в 2006 году более 41 тысячи граждан.

Большой интерес и одобрение у пожилых людей получила ещё одна новинка — мобильная социальная служба, которая создана специально для приближения услуг к их потребителям, особенно там, где нет поблизости комплексных центров обслуживания. Она предназначена в основном для малых и отдалённых населённых пунктов, чтобы обслуживать ветеранов и всех нуждающихся по месту их проживания. Уже закуплено четыре специально оборудованных автобуса. Бригады специалистов разного профиля оказывают медицинские, социальные, юридические и бытовые услуги, как говорится, с доставкой на дом. Вместе с ними выезжает и парикмахер, и социальный магазин, и прочее.

Как показало опробирование этой формы работы в Иркутском районе в 2006 году, она может быть успешной лишь при организационной поддержке органами местного самоуправления, Пенсионного фонда, служб быта и, конечно же, советов ветеранов. По плану реализации национальной программы «Село» будет закуплено ещё три специально оборудованных автобуса для Усольского, Тайшетского и Черемховского районов. Для осуществления этих задумок в первую очередь понадобится помощь ветеранских советов этих территорий.

А в Иркутске ветераны и инвалиды с ограниченными физическими возможностями с прошлого года начали пользоваться услугами социального такси, которое оборудовано специальными приспособлениями для подъёма инвалидных колясок, и каждого клиента от дома и до конца маршрута сопровождает социальный работник. Маршруты самые актуальные для обслуживаемой категории пассажиров: поликлиники, МНТК, госпитали, нотариальные службы, диагностический центр, Пенсионный фонд и т.д.

Социальное такси – новинка Иркутского комплексного центра социального обслуживания населения. Это самый развитый и мощный центр в нашей области, который, как правило, первым берётся за внедрение новых форм обслуживания. Здесь есть и социальная парикмахерская, выезжающая на дом, и социальная столовая, и телефон срочной психологической помощи, и пункт разовых услуг по доставке продуктов и товаров, бытовой помощи, отправке писем, оформлению документов и прочее, и юридическая консультация.

Но наибольший интерес у ветеранов вызывает отделение дневного пребывания, расположенное недалеко за городом, «Сосновая роща». Здесь — ежедневная бесплатная доставка, трёхразовое питание, медицинское обслуживание и реабилитация, культурный отдых и трудотерапия. А в реабилитационном отделении «Курма» — своего рода дом отдыха для пожилых с десятидневным пребыванием и также лечением, развлечениями и хорошим настроением. Главное, на мой взгляд, что здесь решается, может быть, самая животрепещущая для пожилых людей проблема – «прощай, одиночество». Стоимость путёвок вполне доступная: в «Сосновой роще» — 55 рублей в день, в «Курме» — 250 рублей. Так что ветераны круглый год вполне могут воспользоваться таким видом отдыха.

Вот так выглядит на сегодня далеко не в полном объёме система социальных услуг, предоставляемая нестационарными и полустационарными учреждениями социального обслуживания в области. В 2006 году нашей помощью воспользовались более пятидесяти тысяч человек. Цифра, казалось бы, внушительная. Но, как уже говорилось выше, нас она не может удовлетворить, так как мы знаем, что за стенами своих домов в одиночестве, без надлежащего ухода нас ждут сотни немощных пожилых людей. А тысячи пенсионеров и инвалидов ежедневно нуждаются в самых разных видах социальной поддержки.

Об этой главной проблеме недавно шёл разговор на заседании президиума областного совета, где наш департамент вместе с его комиссией по социальной защите отчитывался о проделанной работе за прошедший год. Чтобы решить вопросы увеличения охвата населения в ходе нашей реформы, предстоит более активно развивать сеть нестационарных учреждений социального обслуживания, постоянно расширять спектр и повышать качество предоставляемых услуг, и в первую очередь – надомного обслуживания. А это во многом зависит и от решения кадровых вопросов. Всё это — первоочередные внутренние проблемы нашего департамента. Но главное, в чём нам нужна помощь советов ветеранов на местах, — это выявление всех нуждающихся в нашей заботе. У советов ветеранов есть замечательный девиз — «Дойти до каждого». Пусть у социальных работников будет свой: «Помощь — каждому нуждающемуся».

Елена ЯНКЕЛЕВИЧ, начальник управления по организации социального обслуживания департамента социальной защиты населения Иркутской области

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры